Руи Отаке: «моя архитектура смотрит в будущее!»

Руи Отаке: «моя архитектура смотрит в будущее!»

С первого взгляда очевидно: эту виллу построил бразильский архитектор Руи Отаке. Невероятная пластика голого бетона в сочетании с ярким цветом — Отаке ни с кем не спутаешь.

«Моя архитектура отражает наше время, но смотрит в будущее. Она инновационна, согласована c назначением здания (жилой дом, офис, школа и пр.) и отличается провокационными формами: я предпочитаю сюрпризы плавных дуг, а не предсказуемость прямых углов. Как правило, я избегаю чрезмерной дробности внутренних пространств, чтобы стимулировать коммуникацию, и стараюсь создавать объемы, красивые сами по себе: такие не требуют дополнительной отделки.

Лестница заворачивается лихой спиралью, огибая лаунж-зону. Конструкция вносит разнообразие в «материальный мир» виллы: с одной стороны у нее заграждения из бетона, с другой — из стекла; ступени из дерева. Края отделаны алюминием.

Обратите внимание: я не минималист! Динамика форм придает моему стилю теплоту. Своим учителем считаю Оскара Нимейера: он сделал бразильскую архитектуру узнаваемой во всем мире, он на голову выше тех, чьи проекты публикуют, иллюстрируя «экономический подъем в Бразилии».

Лестница — монументальная конструкция со смещенной осью симметрии. Сочетает бетон разных оттенков и фактур. Диван, диз. Ч. Боэри, Arflex. Справа, на столике, диз. Э. Сааринен, Knoll, лампа, диз. Ф. Старк, Flos.

Дом в Валиньосе (это в 100 км от Сан-Паулу) я построил для Люсии и Михаэля. Ей 35, ему 40, и у них трое детей (пока!). Молодые люди любят природу и здоровый образ жизни, отпуск проводят в Германии, где живут родители Михаэля. Длина участка составляет 70 м, перепад высот — 14 м.

Стол с основанием из бетона по проекту Р. Отаке. Кресла Swan, диз. А. Якобсен, Fritz Hansen. На стене — работа Т. Отаке — 99-летней мамы архитектора. Ваза, диз. А. Миранда.

Я поставил дом в глубине на самой высокой точке, чтобы выиграть приватное пространство. Перед зданием — сад с бассейном, так что все спальни, гостиная, столовая, кухня смотрят на ландшафт. Пара имеет возможность работать дома на удаленном доступе: посмотрите, какой роскошный домашний офис мы им сделали  — с отдельной террасой!

Западный фасад, выходящий на улицу, почти глухой — таким он сделан в целях безопасности. Если бы не цвет, здание выглядело бы мрачным бункером. За синими стальными панелями — окно домашнего офиса. Они защищают его от солнца.

Сегодня архитектура глобализуется, и если бы я строил виллу в России, то сохранил бы свои ни на что не похожие кривые линии. При этом добавил бы русской культурной идентичности. Возможно, больше мягкого текстиля. Я создал бы уютные, обязательно высокие пространства с интересными пропорциями. Еще использовал бы много стекла — оно необходимо, чтобы завязать диалог с садом». 

Пространство первого уровня. Стеклянные раздвижные перегородки образуют условную границу между функциональными зонами, а также домом и садом. Поверхности двойной кривизны — особенность архитектуры Отаке. 

«Архитектура должна удивлять и вызывать эмоции», — считает патриарх. Основной материал в проектах Руи Отаке — бетон. Он и строительный, и отделочный. То же самое относится и к другим бразильским архитекторам, но никто не использует податливость бетона так, как Отаке: он мнет его словно пластилин, закручивает спиралью, создает поверхности двойной кривизны.

Дом расположен в глубине участка на самой высокой точке, откуда открывается вид на сад и бассейн: форма и отделка водоема согласованы с архитектурой здания.

«Бетон лучше всех исполняет мой замысел: он способен принимать самые разные формы и фактуры». В проекте в Валиньосе преобладает материал со следами опалубки, будто впитавший текстуру дерева — с сучками, шероховатостями, ритмом досок. 

Закрытая навесом терраса предохраняет спальни от перегрева. Деревянные жалюзи защищают от солнца.

Руи Отаке создает из бетона даже мебель. В основном это столы на массивных базах, но есть и тонкие образцы. Такой гибкости, как у стеллажа в кухне, ожидаешь разве что от модели из композита. Стеллаж не намного толще, чем сиденья стоящих рядом стульев.

Хозяева работают дома, поэтому здесь оборудован просторный домашний офис с террасой. Во время пауз глазу есть на чем отдохнуть. Пол: полированный бетон. Кресло с банкеткой, диз. Ч. и Р. Имз, Vitra. Стол: Р. Отаке.

В жаркой Бразилии архитектор, с одной стороны, решает задачу, как раскрыть дом в природу, а с другой — как защитить его от солнца. Open space на первом этаже имеет сплошное остекление, раздвижные перегородки создают прозрачную границу с садом.

Оконный проем дополнен столом-полкой, диз. Р. Отаке. Картина: Т. Отаке.

Террасы на обоих уровнях — своего рода буферные зоны: предохраняют комнаты от перегрева. Защиту усиливают бетонные навесы. Из-за их криволинейной формы получается, что обитатели смотрят на сад и бассейн через волнистые рамки. «Эти картины гораздо интереснее, чем обычные квадраты окон», — убеждает нас автор.

Малая столовая. Здесь семья завтракает. Стол, консоль и стеллаж — всё по эскизам Р. Отаке. Бетон. Стулья, диз. А. Якобсен, Fritz Hansen. Гнутая фанера.

Бразильский архитектор Руи Отаке — японец. Его мама, Томие Отаке, эмигрировала из своей страны в 1934 году; в 2013-м она отметит столетие. Томие называют «величайшим бразильским художником, соединившим японские линии и местные краски». Очевидно, что она повлияла на творчество сына не меньше Оскара Нимейера. Яркие абстракции Томие можно увидеть в интерьерах виллы. «Произведения искусства вдыхают жизнь в атмосферу дома, — говорит сын. — Потому что архитектура — сама искусство. Здание — картина».

Западный фасад. Вилла криволинейна не только в поверхностях, но и в плане. Апсида — полукруглый выступ — отмечает положение лестницы. Окно органической формы на первом этаже защищено стальными решетками.