Marcante-Testa: «Мы не хотим уезжать»

Marcante-Testa: «Мы не хотим уезжать»

Андреа Марканте и Аделаиде Теста сделали себе имя в бюро UdA Architetti, сооснователями которого стали в 1992 году. Но недавно выделились в самостоятельную структуру, создав бюро Marcante-Testa. При этом сохранили прежнюю стилистику — продолжают радовать умными проектами, не лишенными иронии, с умелым применением декора.

Архитекторы реконструировали в сердце Венеции многоквартирный жилой дом. Здание XIX века располагается на виа Рипамонти в Сан-Марко — центральном и самом маленьком (не более полкилометра в ширину) из шести исторических районов города. Именно в Сан-Марко сконцентрированы главные достопримечательности.

За последние 40 лет число жителей в историческом центре Венеции сократилось вдвое. Те, кто остались, протестуют против превращения родного города в тотальный туристический аттракцион: все меньше становится жилых домов, отелей — все больше. В начале июля тысячи людей устроили манифестацию под лозунгом «Мы не хотим уезжать». На этом фоне проект Андреа Марканте и Аделаиде Теста (Andrea Markante, Adelaide Testa) приобретает особое значение.

За образец Марканте и Теста взяли подход к реставрации архитектора Карло Скарпы (1906-1978). Этот уроженец Венеции и выпускник венецианской Академии художеств оставил в истории след прежде всего как реставратор, и сегодня многие архитекторы, не только итальянские, считают его творчество эталонным: их привлекает умение органично вписывать в старинные постройки современные элементы и детали. Марканте и Теста прежде всего ориентировались, по их словам, на работу Скарпы в венецианском дворце Ка' Фоскари. Неудивительно, что для проекта они выбрали среди прочего мебель авторства Карло Скарпы, а также его сына Тобиа. 

Реконструкция в Сан-Марко коснулась как общественных пространств — входного холла и лестничной клетки, так и жилых интерьеров. Первая квартира завершена, на подходе следующие. Архитекторы начали с того, что исследовали взаимосвязь интерьера и экстерьера. Внутри здание было лишено какого бы то ни было декора, указывающего на его историю, архитекторы исправили это недоразумение. Пространство вокруг лестницы получило новую отделку, которая перекликается с декором фасада, при этом ее современных характер очевиден.

В квартире два основных блока: первый включает гостиную, кухню и столовую, второй (приватный) — спальни с ванными. Ключевой элемент проекта — разделительные перегородки со структурой из крашеного металла и заполнением из стекла и дерева — натурального или в венецианской штукатурке. Подобные разделители позволяют проникать естественному свету в даже в те места, где нет окон.

Для авторов принципиально было связать интерьер с городским ландшафтом. Однако они отказались от имитации «дворца», проект подчеркнуто современен. Так, в гостиной была создана система латунных оконных рам. Золоченые экраны намекают на дворцовую роскошь, однако в сочетании с короткими шторами создают эффект ленточного окна — модернисткого элемента, введенного Ле Корбюзье.

Весь проект — рассказ о Венеции. Стены в комнатах выкрашены в оттенки серого, созвучные цвету воды в канале; на лестничной клетке — в оттенок терракоты, которого так много на городских фасадах. Орнамент на покрывалах (ткани взяты от венецианской компании Rubelli) имитирует рисунок терраццо, популярного в Венеции покрытия пола. Когда наступают сумерки, свет ламп муранского стекла отбрасывает блики на поверхность воды за окном.