Паулу Мендес да Роша: бразильский брутализм и бетон

Паулу Мендес да Роша (Paulo Mendes da Rocha, р. 25.10.1928) — живой гений бразильского брутализма, Притцкеровский лауреат 2006 года, обладатель золотой медали Riba 2017 года. Его бетонные здания и особый стиль бункерных построек вызвали множество подражаний на всех континентах. Больше всего его произведений возведено в Сан-Паулу.            

Когда Мендесу да Роша в 2016 году вручали  «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале за вклад в архитектуру, формулировка кураторов звучала так: «Каждый проект этого архитектора, даже созданный много десятилетий назад, выдержал испытание временем — и стилистически, и физически. Мы уверены, что это следствие его идеологической целостности и гениального решения архитектурных структур.   

Спортивный клуб и стадион Paulistano в Сан-Паулу, 1958

Мендес да Роша родился в 1928 году в Витории, небольшом приморском городке в штате Эспириту-Санту. Как признается сам архитектор, близость моря и ощущение простора сильно повлияли на его восприятие пространства.   

Спортивный клуб и стадион Paulistano в Сан-Паулу, 1958
Спортивный клуб и стадион Paulistano в Сан-Паулу, 1958

Вся его последующая жизнь и карьера связана с Сан-Паулу, где он учился архитектуре (он закончил университет Маккензи) и где сразу же после получения диплома в 1955 году основал свой офис. Уже два года спустя он завершил один из своих самых важных проектов — Спортивный клуб и стадион Paulistano Сан-Паулу. Его проект победил в конкурсе, и жюри было поражено зрелостью конкурсной работы и  возрастом архитектора. Мендесу да Роша в то время было всего 29 лет.  Стадион был создан из армированного бетона. Его металлическая крыша подвешена на стальных кабелях. Помимо круглого стадиона, вмещавшего 2000 зрителей, Мендес да Роша спланировал внутри этого комплекса сад и залы для банкетов.

Casa Mendes da Rocha, дом архитектора, построенный для своей семьи в Сан-Паулу, 1964

Этот пластически совершенный проект молодого архитектора получил всеобщее признание: он не только стал победителем конкурса, но и впоследствии был награжден почти всеми архитектурными премиями Бразилии. Стадион стал ярчайшим образцом бразильского брутализма, на который равняются до сих пор.

Стадион Serra Dourada, Гояния, 1975

Своим учителем Мендес да Роша всегда считал Оскара Нимейера, чьи выразительные работы повлияли на него в юности. Однако ему удалось выработать собственный стиль брутализма, в котором сочетаются необработанный бетон и типичные для этого архитектурного направления огромные секции остекления, открытые стены и легкие «колодцы».

Часовня Saint Peter (Capela São Pedro Apóstolo), Сан-Паулу, 1987

 Мендес да Роша, как и многие гениальные инженеры, всю жизнь утверждал, что если конструкция правильна, функциональна, если она точно и технологически выполнена, она не требует никаких дополнительных украшательств.

Casa Leme (бывшая вилла Casa Millan), 1969

Никаких оштукатуренных поверхностей, никаких дополнительных перегородок, скрывающих «скелет» здания. Напротив, нужно его обнажить — тем более, что бразильский климат это легко позволяет. Природа как часть здания — еще один из основных принципов этого архитектора. Порой в его домах деревья прорастают в само здание, становятся его неотъемлемой частью.

Бассейн в Casa Gerassi, Сан-Паулу, 1991

Мендес да Роша утверждает: «Архитектуру нельзя воспринимать как некую изолированную дисциплину. Архитектура — это форма знания. Раньше архитектура больше состояла из памятников, вспомните античные города. Однако нынешнее ее предназначение — дать прибежище для человека. Сейчас архитектуру стоит воспринимать скорее политически. И пытаться найти новые функции внутри города — на мой взгляд, сейчас это самая главная задача.   

Реновация старейшего музея Сан-Паулу Пинакотеки изобразительных искусств (Pinacoteca Estado) по проекту Паулу Мендеса да Роша, 1993

Архитектор — универсальный специалист, и неважно, где он находится — в Бразилии или другой точке планеты. Он смотрит вокруг и оценивает условия и ресурсы, которые находятся в его распоряжении. И как правило, они везде одинаковы: вода, солнечный свет, гравитация».

Культурный центр в Витории, совместно с Metro Arquitetos, 2008
Культурный центр FIESP, Сан-Паулу, 2009

Знаковые проекты 70-80-х годов включают стадион Estádio Serra Dourada (1975), Музей современного искусства в университете Сан-Паулу (1975), выставочный зал Forma Furniture (1987) и часовню Святого Петра (1987), откуда открывается невероятный вид на Сан-Паулу. В конце 80-х Мендес да Роша проектирует музей бразильской скульптуры MuBE, а в 1990-х годах завершает реконструкцию старейшего музея изобразительных искусств Сан-Паулу — Пинакотеки до Эстадо, и строит культурный центр FIESP.

Музей карет (Museu dos Coches) в Лиссабоне, 2013

Несмотря на международную известность, Мендес да Роша всю жизнь работал преимущественно в своей родной стране, известно лишь несколько его проектов за рубежом. Большинство из этих проектов были разработаны в партнерстве с другими бразильскими архитекторами и студиями.

Часовня Our Lady of the Conception в Ресифе, проект завершен совместно с Эдуардо Колонелли, 2006

Заметные работы последних лет — площадь Patriarch Plaza в Сан-Паулу (2002), Часовня Our Lady of the Conception в Ресифе (2006), Культурный центр Cais das Artes в Витории (2008) и «Музей карет» в Лиссабоне (2015).  В 2018 году центр досуга в Сан-Паулу, спроектированный Мендесом да Роша, вошел в шорт-лист премии Mies Crown Hall Americas Prize (MCHAP).

Центр досуга в Сан-Паулу в 2018 году вошел в шорт-лист премии Mies Crown Hall Americas Prize (MCHAP)
Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами

Читайте также

Лучшее за месяц