Эрец Неви Пана: веганский дизайн или табуретка из соли

Эрец Неви Пана: веганский дизайн или табуретка из соли

Молодой израильский дизайнер Эрец Неви Пана (Erez Nevi Pana, р. 1983) придумал «веганский дизайн» и сделал его модным. В его понимании «веганский дизайн» почти приравнивается к «этическому дизайну». Разбираемся, что такое веганский дизайн и чем хороша табуретка из соли:

 «Решения, которые мы принимаем сейчас, способны повлиять на будущее всего мира и жизнь следующих поколений, и они также способны изменить жизнь животных и помочь нам отказаться от нашего агрессивного господства над природой. Поэтому нужно как можно больше пропагандировать «веганский» дизайн — он означает сотрудничество с природой, отсутствие ущерба в процессе производства вещей».

Объект с выставки Vegan Design or The Art of Reduction.

Веганский дизайн у Неви Пана, давно проповедующего веганство как образ жизни, означает, к примеру, возможность сплести красивый шелковый ковер, не нанося вреда червям тутового дерева. Обработка коконов начинается уже после метаморфозы куколки и того, как она покинет кокон, в то время как в традиционном шелковом производстве черви погибают при варке коконов.

Шелковый настенный ковер Neomadic, созданный по технологии, не вредящей тутовым червям.

Неви Пана распутывает коконы и объединяет их с соломенными корзинами, взятыми с традиционных шелковых производств. Интерес к ткачеству Неви Пана унаследовал от своих предков, которые жили в индийской деревне NabiPanah (фамилия дизайнера произошла как раз от названия этого места) и изготавливали волокно для ковров.

Дизайнер показывает пустой кокон тутового шелкопряда, который он использует в производстве.

Он рос в семье, владевшей питомником для растений. Все детство его окружала плодородная земля и растения;. Вероятно, это и углубленное изучение биологии в школе послужило толчком для его экспериментов по созданию материалов из земли и других компонентов, некоторые его объекты буквально «вырастают». 

Объект Rhythm.

Один из ранних его проектов, Soilid, выглядел как скромный необработанный табурет. Главным в нем была не форма, а материал, из которого он был сделан: землю смешали с грибами и запекли, в результате чего появился довольно прочный материал, который был обработан на обычных столярных станках и собран в предмет мебели.    

Объект Soilid, созданный из земли и грибов, Friedmam Benda Gallery.

Неви Пана — настоящий исследователь. «В некотором смысле вся планета стала для меня одним городом; физически и виртуально я бесконечно блуждаю в поисках субстанций и пытаюсь их скрестить». Соль, земля, асфальт, растительные фибры, грибы, мусор... Скорлупки кешью он превращает в черную глазурь, которой он покрывает многие свои объекты.  

Для некоторых объектов дизайнер использует черную глазурь, полученную из скорлупы кешью.

«Мой подход одновременно экспериментальный и концептуальный. Я люблю, чтобы поиск решений происходил спонтанно. Мне совершенно неважно, вижу ли я четкую функцию у материала или предмета на начальной стадии проекта. Мне важен сам процесс и его энергия. Я бы сравнил себя с лососем, плывущим против течения — мне важен экстрим.

Экспозиция выставки Vegan Design or The Art of Reduction.

Может быть я выбрал дизайн именно потому, что в искусстве я не смог бы добиться такого эффекта. Дизайнер сейчас должен быть в том числе мыслителем, указывать пути развития.  Дизайнеры с профессиональным образованием и дизайнеры-самоучки сейчас находятся в почти одинаковом положении: всех уравняли технологии, и профессионалы потеряли свою «эксклюзивность», которая еще совсем недавно была у них».

Неви Пана помещает предметы в толщу солевых отложений Мертвого моря, чтобы они покрылись солевыми кристаллами.

Студия дизайнера находится в Тель-Авиве. Образование Эрец получал сначала в  Институте Технлогий Holon, а позже в Академии дизайна Эйнховена. Там он подробно изучал процессы кристаллизации соли, и этот проект сделал его знаменитым: коллекция Salt стала его блестящей дипломной работой. На исследование процессов кристаллизации морской соли (испытательным полигоном дизайнера было Мертвое море) ушло более пяти лет. Дизайнер погружал в море деревянные табуреты и ждал, когда они, подобно кораллам, покроются толстым слоем морской соли. Далее Неви Пана придавал им архитектурную форму, подчеркивая в каждом предмете сближение органического и орнаментированного.

Неви Пана помещает предметы в толщу солевых отложений Мертвого моря, чтобы они покрылись солевыми кристаллами.

В 2014 году дизайнер размышлял над концепцией под названием Recristallized Hotel: она тоже основана на использовании соляных блоков и плитки в интерьере. Дело в том, что каждый год в одной из областей Мертвого моря на дно оседает около 20 миллионов тонн соли. Эта соль — остатки производства фабрики Dead Sea Works. В результате неподалеку от производства образовались буквально залежи, напластования соли, из которых уровень воды в районе производства стал подниматься. И под угрозой затопления или частичного разрушения в последнее время оказались почти все отели неподалеку.

Объект Bleached, состоящий из деревянной основы, покрытой кристаллами соли. Friedman Benda Gallery.

Неви Пана предложил дизайнерский способ, помогающий утилизировать лишнюю соль. Это продуктивно, красиво и действительно помогает очистить морское дно. Блоки и плитки из соли, спрессованные с помощью солнечной энергии, можно использовать как мрамор для покрытия пола или как плитку для покрытия стен.

После того, как морская соль подвергается нагреву и прессовке, ее можно использовать в качестве строительного или отделочного материала.

«Мне очень понравилась идея Маркуса Кайзера, который плавил песок с помощью солнечной энергии, и я перенес этот метод на морскую соль. Я точно знал, что энергия для плавки соли должна быть дешевой, поэтому солнце подходило лучше всего. Сейчас соляные блоки — что-то вроде мрамора для бедняков. Никто до меня эту технологию не использовал, поэтому я ее запатентовал. Мы ведем переговоры с несколькими компаниями о развитии строительства из соляных блоков». 

Соляные блоки, полученные путем рекристаллизации с помощью солнечной энергии для проекта.

Его выставка «Веганский дизайн: искусство упрощения» во время мебельной недели дизайна 2018 года произвела настоящий фурор. Недавно Музей дизайна Holon включил в свою экспозицию еще два предмета Неви Пана: они сделаны из органических материалов, земли и грибов— это в дополнение к уже имеющимся соляным табуретам.

Сейчас Неви Пана много ездит по миру с лекциями, пропагандируя идеи веганского дизайна, а также курирует выставки — недавно прошла выставка десяти дизайнеров, посвященная идеям веганства в промышленности. Сейчас он работает над докторской диссертацией в Университете Искусства и Дизайна в Линце (Австрия): его темой стала исследование базовых для дизайна материалов и новых возможностей материализации объектов.