Начо Карбонель: поговори со мной

Дизайнер Начо Карбонель (Nacho Carbonell, р. 1980) создает в Голландии уникальные объекты, балансируя на грани искусства и дизайна. Сфера его интересов: органические материалы, социальные проекты, исследование коммуникативных привычек человека.

Родился Начо в 1980 году в Валенсии. Определяющей для себя называется поездку в США в возрасте 18 лет. «Именно тогда я понял, что хотел бы что-то делать своими руками». Учился сначала в университете Cardenal Herrera на промышленного дизайнера, где студентов обучали проектированию кофе-машин, соковыжималок и мебели. «Вместо священной книги в то время у меня было жизнеописание Бруно Мунари, его работы выглядели для меня верхом совершенства в дизайне». Однако Карбонелю было мало мастеровитости, полученной в техническом университете.

Надувные животные из проекта Pump It Up.

Он мечтал привнести в предметный мир созерцательность и индивидуальность. Этому учили в Эйндховене, и в 2007 году, в 27 лет, Карбонель закончил Академию дизайна с первым заметным проектом, Pump It Up. Проект был следующим: на интерактивный стул садился человек, и под воздействием его веса приходили в движение помпы, надувавшие стоящие рядом фигуры животных. Основной идей было исследовать, как мы можем адаптироваться к предмету, и как предмет может адаптироваться под нас.

Интерактивное кресло и надувные животные из проекта Pump It Up.

«Я уверен, что эти маленькие надувные животные стали главным катализатором моей карьеры. Метафора оказалась настолько удачной, а параллель между вымыслом и реальностью так наглядна, что оставалось только продолжать в том же направлении». В 2009 году за коллекцию Evolution его наградили призом Beazley Design of the Year Лондонского музея дизайна.

Созданная в 2009 году Skin Collection — предметы покрыты эластичным материалом, который служит своеобразным «карманом» для подручных вещей.

С тех пор это стало основным подходом дизайнера: устанавливать связь пользователя и объекта, иногда довольно необычными способами. Его объекты вообще ставят под сомнение общепринятые утверждения и догмы промышленного дизайна.

Стул Library, выставлялся в галерее Rosanna Orlandi.

«Когда дизайнер проектирует стул, он это делает не потому, что нужно, а потому, что хочет этого. Мне очень хотелось изучить не только консьюмеристкий аспект дизайна (каким должен быть предмет, чтобы его захотелось купить), но и чего мог бы хотеть сам объект от нас, от людей. Я был обеспокоен тем фактом, что для человека большинство вещей теряет свое обаяние с годами. Я мечтал о том, чтобы вещи имели способность говорить о наших глубоких базовых потребностях. О жизни и смерти, об одиночестве и веселой компании, о взлетах и падениях. Чтобы их не выкидывали только потому, что они недостаточно модные или чистые».

Начо Карбонель в своей студии: подготовка выставки Trees для Carpenter Workshop Gallery.

Он придает предметам вполне человеческие свойства. «Я представляю, что мои предметы — это люди, похожие и различные одновременно. Мои конструкции похожи по форме, но различны по материалам: есть и дерево, и металл, и керамика, и текстиль, и стекло».

Communication line — социальный городской проект, нацеленный через непривычную форму сидений с куполом на общение людей друг с другом. Скамья была установлена напротив церковь Katrina Kerk в Эйндховене.
Экспозиция Cumulus в палаццо Багатти Вальсекки во время Миланской недели дизайна, 2014.

Карбонель дает предметам голос. Они вместо дизайнера задают зрителям различные вопросы. Таким образом предмету сообщается смысл, далекий от утилитарного. «Стул из проекта Tree Chair спрашивает сам себя: что я здесь делаю, какие у меня цели в жизни. Если стул сделан из дерева, по сути — он дерево, и может быть также и убежищем».

Скамейка-кокон из коллекции Evolution и стул-убежище Tree Chair.

Дизайнера интересует коммуникация различного рода, в том числе и в общественных пространствах, а не только в галереях и музеях. Его проект Communication Line представляет собой длинную скамью, составленную из сидений с коконом-куполом. Коконы объединены «слуховым проходом»: сказанное как бы по секрету в одном коконе отлично слышно в другом. Здесь и намек на исповедальню (инсталляция была установлена напротив городской церки в Эйндховене), и игра в глухие телефоны.

Объекты-светильники из коллекции Forest для Carpenters Workshop Gallery.

Карбонель ближе других подошел к границе между дизайном и искусством. Его предметы такой же инструмент для самовыражения и эмоций, как и арт-работы. Он уверен, что лучше обходиться без точного определения его работ, поскольку за создание произведения искусства и дизайна отвечают одни и те же отделы мозга, а ярлыки существуют только в определенных кругах для более удобного обозначения проблемы. Смысл его объектов — затронуть чувства как можно большего количества людей, в этом дизайнер видит главный результат любого творчества.     

Bush of Iron, выставка для галереи Rossana Orlandi в рамках Design Miami/Basel, 2010. Основание сидения выполнено из литого бетона и весит почти тонну, оно удерживает стальные прутья, которыми утыкано кресло.

Сейчас он живет и работает в Эйндховене. Основные галереи, представляющие его работы — Rossana Orlandi Gallery, BSL и Carpenters Workshop Gallery. Его активно привлекают крупные дизайнерские компании (как Nodus), однако он стремится больше заниматься собственными проектами. В 2014-2015 годах прошла его первая крупная персональная выставка в музее Гронинген. Также его предметы выставляются по всему миру — в 2121 Museum  в Японии, в MoMA в Сан-Франциско, Институте искусства в Чикаго и других.

Светильник из коллекции Luciferase.
Светильник из коллекции Luciferase.
Объекты с выставки Design Miami, 2013.
Начо Карбонель с объектами для Carpenters Workshop Gallery.
Технические этапы работы над объектами в мастерской.