Джеймс Стерлинг: важно то, как здание соединено

Шотландец Джеймс Стерлинг (22.04.1926— 25.06.1992) стал образцом для целого поколения британских архитекторов, его именем названа RIBA Stirling Prize — самая престижная архитектурная награда Великобритании.

По мнению одних, Стерлинг является беспрецедентным новатором в послевоенной международной архитектуре. По мнению других, именно он укоренил в общественном сознании постмодернизм — стиль «pomo», cвоими неортодоксальными противоречивыми проектами многоквартирных домов и общественных зданий.

Джеймс Стерлинг и Джеймс Гоуэн. St Andrews University. 1964.
Джеймс Гоуэн и Джеймс Стерлинг.

Сэр Джеймс Фрэзер Стерлинг родился в Глазго в 1926 году. Он получил образование в Школе архитектуры Университета Ливерпуля и начал работать в 1956 году с Джеймсом Гоуэном в Лондоне. Они спроектировали Ham Common (1955-58), инженерное здание в Лестерском университете (1959-63) и здание Кембриджского университета (1964-67).  С 1971 года Cтерлинг работал с Майклом Уилфордом: масштаб и количество его проектов расширились, в портфолио бюро вошли музеи, галереи, библиотеки и театры.

Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates. Cornell University's Schwartz Center for Performing Arts.

Его ранние работы — малоэтажные жилые проекты в духе нового брутализма, которые избегали дорогих деталей и элегантности. Здание инженерного факультета для Университета Лестера (1959-63) является наиболее важной работой в этой идиоме.

Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates, Neue Staatsgalerie (1977-84).

После Стерлинг разработал довольно игривый вариант постмодернизма, используя нетрадиционные строительные оси, сложные геометрические фигуры и яркие декоративные элементы. Его лучшим достижением считается Новая государственная галерея, или Neue Staatsgalerie (1977-84), в Штутгарте, Германия.

Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates, Neue Staatsgalerie (1977-84).
Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates, Neue Staatsgalerie (1977-84).

Среди других работ,  сочетающих классицизм и геометрическую абстракцию — здание Художественного музея Фогга (1979-84) и Музея Артура М. Саклера (1985), оба в Гарвардском университете, и Галерея Клора Тейт Британ, в Лондоне (завершено в 1987 году). В 1981 году Стирлинг был удостоен Притцкеровской архитектурной премии, а в 1990 году он получил премию Praemium Imperiale Японской художественной ассоциации за архитектуру. Он был посвящен в рыцари незадолго до своей смерти.
 

Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates. No 1 Poultry in the City of London.
Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates. No 1 Poultry in the City of London.

«Я считаю, что формы здания должны указывать на типы использования и образ жизни его обитателей..., — писал Стерлинг. — Арки ворот, перегородки и другие объекты того же типа, вместе взятые могут быть «искусством» в архитектуре ... Выражение функционально-символических форм и знакомых элементов имеет первостепенное значение, выражение структуры будет вторичным. На мой взгляд, технология важна, но важно и то, как здание соединено.»

Джеймс Стерлинг в своем доме, в окружении вещей Алвара Аадто и Марселя Бройера.
Джеймс Стерлинг и Michael Wilford & Associates. Queen's College Florey (1958-1968).
Джеймс Стерлинг. Arthur Sackler Museum. Бостон.

Джеймс Стерлинг был награжден медалью Алвара Аалто в 1977 году, золотой медалью RIBA в 1980 году и премией Притцкера в 1981 году.