Рене Лалик: хочу все новое и возмутительное

Талантливый ювелир, рисовальщик, прозорливый предприниматель и гений маркетинга — так еще при жизни называли Рене Жюля Лалика (06.04.1860—01.05.1945). Девизом, которого он придерживался всю жизнь, стало высказывание «хочу пробовать новое и возмутительное». Вспоминаем самые примечательные факты его биографии и культовые вещи мастера.

Сара Бернар в украшениях Рене Лалика, созданных специально для нее.

1. Тандем с «божественной Сарой» Лалик, вероятно, среди ювелиров один из первых догадался использовать для промоушена светскую звезду. Сара Бернар — абсолютная дива, «самая знаменитая актриса за всю историю», как ее называли в начале XX века, была эксцентрична, капризна и очень разборчива. К тому же тратила на роскошь миллионы. Свою драматическую игру она дополняла вызывающими по тем временам декоративными костюмами, производивших впечатления и на искушенных театралов, и на креативную тусовку: от Бернар были без ума отец и сын Дюма, писатели, композиторы и художники. Лалик стал создавать для дивы сценические украшения — роскошные ошейники, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы. Украшения Бернар обсуждали во всех модных салонах — и Лалик стараниями Сары из ранга искусного ремесленника быстро перешел в класс непревзойденного художника. Бернар обожала его украшения, а он — Сару Бернар в них. Причем Лалик настойчиво отодвинул на периферию других обожателей актрисы, подносивших собственные ювелирные произведения — Альфонса Муху и Жоржа Фуке.

Рене Лалик. Кулон. 1905.
Рене Лалик. Брошь. Бриллианты, стекло и эмаль. 1899 –1901.

2. Голые плечи и «неправильные» материалы Одна из популярных легенд гласит, что возмутительно радикальные украшения Лалика с изображением клубков змей и насекомых, выглядели настолько неуместно на темных платьях с высоким, наглухо застегнутым воротником, что для них приходилось создавать специальные фасоны с открытыми плечами. Судя по всему, именно этого и добивался Лалик, большой дамский угодник. Лалик, в определенной степени, добился отмены «правильных» сочетаний материалов, к тому времени в ювелирном искусстве совершенно непреложных. До Лалика нельзя было сочетать «высокие» драгоценные материалы (к примеру, золото) с черепаховым панцирем, слоновой костью и эмалями. У Лалика это стало возможно. 

Рене Лалик. Брошь «Орхидея». Золото, серебро, опал, эмаль. 1898-1902. 8.2 x 7.8 x 4.8 cм. Музей Лалика, Lalique Museum Hakone, Япония.

3. Ювелир и политика Лалик был настолько знаменит, что в какой-то момент стал олицетворять лучшее, что есть во Франции. Некоторые произведения художника, выполненные в 1896–1897 годах по заказу правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав. У Лалика также заказывала украшения императрица Александра Федоровна, супруга Николая II.

Ваза «Вакханки», Lalique.

4. Ода женщинам и свободе «Женщины и природа — мой главный источник вдохновения», — говорил Лалик. Совершив одну революцию, Лалик задумал новую. Вероятно, самые знаменитые его женщины — это  «Вакханки», одно из культовых произведений Лалика. Поверхность хрустальной вазы напоминает античный рельеф, однако главное — пластика фигур. Танец обнаженных женщин был для Лалика символом освобождения человеческого духа и творческой энергии. Отсутствие у девушек каких-либо атрибутов, отсылающих к конкретному историческому периоду, сделало вазу вневременным предметом для коллекционирования.

Американский художник Терри Роджерс переосмыслил знаковую «Вакханки», заменив фигуры античных жриц на девушек, будто сошедших с гиперреалистических полотен самого Роджерса. Коллекция «Сирены» в двух вариантах — из прозрачного и золотистого хрусталя была выпущена лимитированными сериями.

5. Стекло и «Восточный экспресс» Если бы Лалик изобрел только свое знаменитое опалесцентное (переливающееся) стекло — этого бы вполне хватило на то, чтобы поддержать собственную славу ювелира. Однако за годы, которые мастер посвятил исследованию стекла, он успел получить 16 патентов на различные технологии его изготовления. Секреты, разумеется, не разглашаются, и до сих пор являются тайным знанием компании Lalique. Предпринимательский талант Лалика позволил ему получить заказ на декор интерьеров «Восточного экспресса». Лалик разработал проект оформления вагонов настенными панелями из древесины кубинского акажу, украшенные либо в технике маркетри либо вставками из гравированного стекла. 

Клубный проект ​Kuznetsky​ Most​ 12​ by​ Lalique. ​

6. Будущее Lalique Основанный в 1888 году Дом Rene Lalique принадлежит сегодня швейцарскому предпринимателю Сильвио Денцу, который превратил компанию в бренд стиля жизни. Его деятельность охватывает выпуск предметов декора, украшений, парфюмерию, искусство (включая смелые коллаборации с известными художниками, такими как Дэмиен Херст или Аниш Капур, которые создают для Дома уникальные произведения), дизайн интерьера и, с недавнего времени, гостиничный бизнес. В Москве по адресу Кузнецкий мост, 12 через пару лет будет реализован клубный проект Kuznetsky​ Most​ 12​ by​ Lalique совместно с девелоперами KR Properties — 60 апартаментов и два пентхауса с отделкой — мебелью, светильниками и драгоценными декоративными элементами от Lalique, о чем ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН рассказал генеральный директор Lalique Роже вон дер Вейд.

Ваза Medium, коллекция Hirondelles, Lalique. Выпущена к 130-летнему юбилею Дома Lalique в 2018 году.
Causeuses Vanity, диз. Пьер-Ив Рошон, Lalique.

• В России бренд Laliquе представляет компания Mercury.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами