Андре Путман: экстракт красоты и дизайна

Имя Андре Путман (Andrée Putman, 23.12.1925 — 19.01.2013) часто произносили с приставкой «посол стиля». Она — женщина, которая своей карьерой охватила дизайн почти всего XX века и указала путь в дизайн будущего. Путман возвела шахматную клетку в ранг высокого интерьерного искусства, решительно отвергла традиции избыточного декора и нашла то соотношение элегантности и утонченности, от которого захватывает дух.

По теме: Андре Путман: вилла Леви в Марокко

Путман оказалась одной из первых дизайнеров-универсалов, кому одинаково удавались рестораны, самолеты, интерьеры фешенебельных гостиниц и частных резиденций, мебель и посуда, светильники и флаконы (под конец жизни Андре Путман даже создала собственный аромат духов). 

«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет», — категорично заявляла дама, чей вкус оттачивали в начале ее деятельности отнюдь не архитекторы, а французский композитор Франсис Пуленк и другие именитые наставники.

Парижский интерьер. Декоратор Андре Путман.

Андре Кристина Айнар родилась в богатой семье лионских банкиров. Ее  бабушка по отцовской линии, Роза де Монгольфье, была потомком изобретателей воздушных шаров. Мать была концертной пианисткой, которая находила утешение  «быть великим художником без сцены».  Андре, с детства готовили к музыкальной карьере. Ее наставник Пуленк на вручении приза Путман за композицию обмолвился, что ей придется еще  десять лет вести аскетичную жизнь в ежедневных упражнениях, прежде чем ее ждет настоящая слава.

У жизнелюбивой Андре были другие планы. В 20 лет она чуть не погибла в велосипедной аварии, и хорошо знала цену каждой минуты. «Единственное, чего мне хотелось в то время — быть открытой новому». Она выкинула из собственной спальни все вещи, кроме железной кровати, стула и постера с картиной Миро и по совету бабушки устроилась курьером в гламурные издания Femilna, Elle и L'Oeil.

Кресло Sinuosa, Poltrona Frau.

Она часто бывала в парижском кафе Café de Flore — месте, где можно было встретить Сартра, Бовуар и Джакометти. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, антикваром Жаком Путманом. Он и помог ей элегантно отвергнуть буржуазные правила и сформировать вкус. «Муж учил меня правильному взгляду на вещи: он акцентировал мой интерес к одним предметам, и объяснял недостатки других. У него я научилась четкому представлению о вещах. Тому, что мне действительно нравится, а что нет».

Начиная с 50-х Путман, уже хорошо изучившая мир глянца, начинает писать статьи в разделе «декор». Ее острый критический взгляд на вещи и блестящий аналитический ум стали сразу заметны. Она пишет статьи для интерьерных рубрик ведущих изданий и формулирует, чего недостает современному французскому интерьеру. А именно сдержанности, эффектности, чувственности, жесткости, но не категоричности. Одновременно она пытается проектировать собственные вещи, однако эти эксперименты не носят системного характера.

Путман увлеченно переосмысливала офисы, и самым заметным проектом в этой области стал кабинет французского министра культуры Жака Ланга в 1984 году.

«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет.»

Путман внимательно исследует фэшн-индустрию. В конце 60-х она вместе с подругами открыла первое во Франции агентство консультаций по вопросам стиля Mafia. В 1972 году в сотрудничестве с Дидье Грюмбахом, будущим президентом Федерации высокой моды в Париже, она создает проект Créateurs et Industriels: он нацелен на поиск молодых талантов. Это агентство было супер-успешным, оно открыло нынешних звезд модной индустрии — Мияке, Мюглер, Кастельбажака. Однако на излете 70-х проект обанкротился, Путман переживала развод с мужем, ощущала полную пустоту и одиночество. Ей опять пришлось выкинуть из своей спальни все предметы, кроме кровати и двух ламп. И она почувствовала обновление. 

«Мой единственный совет молодым — интересуйтесь не только своей узкой профессиональной областью. Если вы музыкант — ходите чаще в театр, если писатель — ходите на выставки».

В 1995 году создается сценография фильма Питера Гринуэя «Интимный дневник»: лучшие сцены в интерьерах с расписанными и золотыми ширмами — это работа Андре Путман.  

В 1978 году Путман решила основать собственное агентство. Оно называлось Ecart и специализировалось на интерьерных проектах. Первоначально сфера ее интересов вращалась вокруг мебельной классики 30х годов:  Жан-Мишель Франк, Пьер Шаро, Мариано Фортуни, Эйлин Грей. Она стала сама создавать вещи в том же модернистком духе и оттачивать собственный стиль. «Моей целью было по-настоящему заинтересовать десятерых, и даже в этом случае я бы чувствовала, что моя миссия выполнена». 

Лобби отеля Morgans. Знаменитый Йен Шрегер, заказавший Путман этот проект, был уверен, что выйдет  нечто особенное. Путман пообещала, что небольшой бюджет, выделенный на интерьеры, ей не помеха. За счет выразительной сценографии ей удалось создать настоящий для своего времени шедевр.  

Ее проектами заинтересовались тысячи. Отель Le Lac в Японии, отель Im Wasserturm в Германии, отель Sheraton в аэропорту Руасси-Шарль де Голль в Париже: во всех проектах чувствовалась мощная энергия изменить сам жанр отеля. Также Путман берeтся за бутики: для Azzedine Alaia, Balenciaga, Bally, Lagerfeld.

Лобби отеля Sheraton в аэропорту Руасси-Шарль де Голль

Поворотным для Путман стал 1984 год. Мировую славу ей принес дизайн нью-йоркского отеля Morgans в 1984 году. Он стал по сути первым бутик-отелем, куда приезжают именно за новым культурным и чувственным опытом. Андре Путман в значительной мере сформировала феномен бутик-отеля: места, где любые привычные действия становятся ритуалом и наполняются новым смыслом. Именно в Morgans Hotel она использовала в качестве основного декоративного приема шахматную черно-белую плитку. Эта раскладка стала ее визитной карточкой и применялась до самых последних ее проектов: даже пюпитр рояля Milky Way выполнен как шахматная доска. 

Отель Morgans — один из первых бутик-отелей, оформленных Путман.

Далее ей поручают интерьер Музея современного искусства CAPC в Бордо, Музей изящных искусств в Руане, кабинеты Министерства финансов, архитектурный комплекс Берси и французский павильон на выставке в Севилье в 1992 году. 

Фрагмент отельного лобби. Андре Путман.

В 1997 Андре Путман основала свою студию Studio Andrée Putman, работающую в области интерьерного и промышленного дизайна, а также в области сценографии. В 2000х Путман стали активно приглашать как дизайнера не только интерьеров, но и мебели. Она создает в своей лаконичной стилистике коллекцию стульев для Reflex, модели для Poltrona Frau, мозичные вещи для Bisazza, посуду для Christofle. 

Экспозиция из предметов, созданных для Bisazza.
Стол Correspondances для Bisazza,
Стол, созданный для Bisazza, 2009.

С 2007 года Андре помогала в работе ее дочь Оливия, которая сейчас явялется арт-директором компании Studio Andrée Putman. «В возрасте, когда некоторые уже отправляются выращивать цветы в деревне, моя мать основала настоящую империю, влияние которой на мир дизайна огромно до сих пор. Принципы, которые благодаря моей матери появились в современном дизайне, совершенно вневременные: это элегантность, минимализм и четкий стиль».

Ретроспектива Андре Путман в Мэрии Парижа. 2011.
Платяной шкаф Oceano, Poltrona Frau.
Коллекция стульев Bastide, Reflex.
Компания THG разработала вместе с Christofle cмесители Vertigo, диз. Андре Путман, 2002: кольцо неправильной формы, олицетворяющее движение воды, было ее лейтмотивом.
Квартира в Сан-Себастьяне. Декоратор Андре Путман.