Кения Хара: проектируя дизайн

Кения Хара: проектируя дизайн

Графический дизайнер Кения Хара (р. 1958), куратор и глава японского Института дизайна, известен не только в Японии: он — арт-директор популярной фирмы Muji и автор логотипа для Олимпийских игр 2020 года. 

Хара закончил Университет искусств Мусахино (Musashino Art Univesity) в 1983 году по специальности «дизайн», и вскоре вошел в состав Nippon Design Center. В 1991 году он основал Hara Design Institute. Также он является президентом Японской ассоциации графических дизайнеров.

Логотип для выставки HAPTIC, 2004

«Только в университете я понял, что готов заниматься дизайном серьезно. Мое отделение называлось «Факультет научного дизайна» (The Department of Science of Design). Я стал изучать философию дизайна, и тогда родилось ощущение, что за каждой вещью должна стоять человеческая мудрость,  интеллектуальное прозрение». 

Обложка каталога выставки Tokyo Fiber, Senseware, 2009.

Хара — автор знаменитой книги Designing Design («Проектируя дизайн»). Это не единственная его книга — почти каждую выставку, которую он курирует, он сопровождает детальным и прекрасно оформленным размышлением на заявленную тему. В книгах он описывает все ключевые понятия в дизайне и наглядно объясняет, каким образом современная японская культура влияет на мировые тренды.  

«С ранних лет меня привлекала идея заниматься дизайном, быть с ним на короткой ноге. Когда я работаю над объектом, мысленно помещаю его в инкубатор, где созданы все условия для появления новой жизни. Какое-то время я вынашиваю идею, работаю с предположением «как это могло бы быть» и стараюсь визуализировать его. Когда суть предмета сформируется,  и появится «стандарт», квинтэссенция вещи, можно переводить его в материал. Этот метод полезно применять в любой сфере: получится  взвешенный и продуманный продукт. Я уверен — редуцируя ненужное и бесполезное, мы получаем нечто, что превосходит по силе воздействия все вычурное и эффектное.  

Я больше работаю с обстоятельствами, чем с конкретными объектами. Мы видим, как интенсивно меняются вокруг нас социальные и медийные обстоятельства, они требуют постоянной рефлексии. И, вероятно, моя сильная сторона — это поиск, исследование и проговаривание актуальной проблематики в современном дизайне. «Редизайн», «тактильность», «образование» и «архитектура для..» — одни из моих любимых тем».

Один из проектов выставки Tokyo Fiber, Senseware, 2009.

«Многие люди путают фрагменты информации, выловленные из интернета, с истинным знанием. Как часто сейчас можно услышать по любому поводу «я знаю, знаю» (почему-то повторяют именно дважды), хотя если задуматься, это скорее форма заклинания, чтобы не вдаваться в проблему глубоко. Как только человек для себя решает, что он что-то знает, в этой точке происходит остановка его настоящего интереса. То есть в коммуникативном дизайне в идеале не должно возникать ощущение «конечного знания», иначе будет невозможно двигаться дальше».

Один из видов светопроводящей фибры, выставка Tokyo Fiber, Senseware, 2009.

Широкую известность Харе принесли выставки дизайна, организованные им. Темы для них были сформулированы так остро, а работы приглашенных дизайнеров и архитекторов настолько точно попадали в обозначенную проблематику, что волна обсуждений этих выставок не прекращалась многие годы.

«В 2000 году мы сделали своего рода исследование «Редизайн: повседневные вещи XXI века» (RE-DESIGN — Daily Products of the 21st Century). Я попросил ведущих  японских архитекторов и дизайнеров переосмыслить повседневные вещи. К примеру, Шигеру Бан спроектировал туалетную бумагу, втулка которой не круглая, как обычно, а квадратная — это позволило бы хранить рулоны в более устойчивом положении. Мне до сих пор кажется, что это блестящая идея.

Спички из веточек, проект для выставки RE:DESIGN.

Дизайнер по свету Кару Менде спроектировал спички, используя обычные сучки и веточки. Ничто лучше не напоминает человеку о значении живого огня и его силе, чем эти «естественные» спички. Мы уже давно забыли, что такое живой огонь, поскольку пользуемся почти исключительно электричеством. Думаю, именно эта выставка сыграла решающее значение в выборе меня как арт-директора Muji, поскольку она совпадала с размышлениями о том, куда двигаться дальше». 

Часы по дизайну Джаспера Моррисона из эластичной бумаги для выставки Designing Design.

Muji — японский бренд домашней утвари, вещей, одежды, предметов для офиса и мебели повседневного пользования. Он существует с 1979 года и за это время стал фантастически популярен по всему миру. Определения себя как «бренд» компания всеми способами избегает: в ее философии создавать как раз «вещи без бренда» — на их предметах нет логотипов. Вещи должны выглядеть так, будто их никто не создавал. Тем не менее они четко опознаются и, более того,  стали синонимами японского современного стиля. Эти вещи нейтральны, удобны в использовании, у них высокий индекс сочетаемости с другими предметами в доме. Хара сравнивает влияние разработанной им эстетики с водой: «Мы как вода, заполняющая любые ниши». 

Кения Хара работает в качестве арт-директора бренда уже более 17 лет, за это время он нашел уникальный баланс, выстраивая линейки продуктов по каждому из направлений компании. «Руководить созданием такого большого количества вещей — почти акробатическию трюк. Это как одновременно удерживать несколько крутящихся тарелочек. И никогда нельзя останавливаться, иначе они упадут». 

Рекламная кампания Muji.

Хара утверждает, что задачи Muji гораздо шире, чем может показаться. Главная цель — улучшить жизнь людей по всему миру. Исследования показывают, что люди редко приходят в Muji за чем-то определенным, они как раз приходят за стилем, за чем-то, чего не могут найти в другом месте. Уже открыт отель Muji, где обстановка целиком выполнена из предметов этой компании. Сейчас дизайнеры заняты созданием сборных «капсул» для отпуска — небольших домиков, которые можно установить в любом месте.

Комната в отеле Muji, Пекин

Хара комментирует: «Когда мы открываем новое направление деятельности, всякий раз спрашиваем себя: если бы Muji была туристической компанией, какой бы она была? А если бы мы были авиакомпанией, какой бы сервис и набор услуг мы предложили? Это очень помогает в понимании направления развития. 

Проект Кенго Кумы для выставки Architecture for Dogs. 2011.

«Я даже не знаю, какой в текущий момент самый популярный продукт. Конечно, до меня доходят новости, что вот сейчас очень популярна посуда, или одежда, или мебель — точность цифр в этом вопросе меня не слишком интересует».  

Проект Кениа Хары для выставки Architecture for Dogs. 2011.

Показанная в рамках Design Miami в 2012 году, выставка демонстрировала 12 проектов «Архитектуры для собак». Хара попросил знаменитых японских и европейских архитекторов — Кенго Кума, Тойо Ито, Кацуйо Седжима, Су Фуджимото, Шигеру Бана, Константина Грчича и других — сделать объекты для собак различной породы. «Домиками» их можно назвать с большой натяжкой, это скорее тренажеры и игрушки. Сам Хара придумал подвесной бумажный конус для японского терьера и приспособление из фанеры для карликового пуделя. 

Логотип Олимпиады 2020 года. Токио.

«Мой дизайн часто описывают словами «холодный», но это совершенно не так. Когда я разрабатывал логотип для Олимпийских игр, то решал очень сложную задачу. Он должен быть запоминающимся, теплым, но не слишком живым, ярким — но при этом без рекламной броскости. Сначала я нашел слово и образ для логотипа: «сияние света», «вспышка». И постарался его воплотить. Было очень интересно работать над этим образом. 

Логотип Олимпиады 2020 года. Токио.