Су Фудзимото: вместо стен — воздух

Су Фудзимото: вместо стен — воздух
Су Фудзимото фото

Су Фудзимото (р. 4.08. 1971) — создатель архитектуры, которая ведет тихий диалог с природой, не пытаясь ее превзойти. Стиль своих виртуозных произведений он определяет, как «примитивное будущее», скромно, но постепенно меняя мир. Он интегрирует свои архитектурные конструкции, жилые дома и общественные пространства в окружающую среду так, чтобы внутри казалось, что вы окружены природой, а снаружи здание выглядело бы как ландшафт.

По теме: Венгерская музыка Су Фудзимото

«Два ключевых фактора, которые движут архитектурой и дизайном XXI века, — это компьютеры и экологическая ответственность, — говорит Су. — Компьютеры неразрывно связаны с возможностями интернета и искусственного интеллекта. Они окончательно сменили понимание того, что такое «просто» и что такое «сложно». Становится совершенно понятно, что отношения между природой и созданными человеком предметами поменялись. Появилась экологическая ответственность и понимание того, что человек не может контролировать всё на земле.»

Су Фудзимото фотоCу Фудзимото. Arbre Blan. Строящийся жилой комплекс в Мопелье. 2018.

Родился Фудзимото в Хоккайдо, в 1994 году закончил Токийский университет, в 29 лет открыл свое архитектурное бюро. «После получения архитектурной степени я был просто никем в течение 5–6 лет. Мой перерыв длился до тех пор, пока отец, директор госпиталя, не дал мне первый заказ: здание физиотерапевтического реабилитационного центра для детей».

Су Фудзимото фото

Су Фудзимото. Павильон во время арт-ярмарки FIAC. Galerie Philippe Gravier. 2014.

Су Фудзимото работы фото

Су Фудзимото. Павильон во время арт-ярмарки FIAC. Galerie Philippe Gravier. 2014.

В 2008 году архитектор представил Final Wooden House — куб, сложенный из кедровых балок как игра-дженга. Обитатели дома могли не привязывать определенную зону к одной функции, как это делается в обычных домах. Здание Фудзимото состояло из 11 уровней, в нем не было отдельной спальни или кабинета, а границы между полом, потолком и стенами стерты — лежи, где хочешь, работай, где удобно. Прямо в балки вставлены окна без рам. 

Су Фудзимото работы фотоСу Фудзимото. Final Wooden House, 2008.

Еще один оригинальный дом — House NA. Он построен Су в 2012 году для семьи из трех человек с собакой. Больше похожий больше на открытые строительные леса, нежели на жилой дом, House NA — жилище без потолков и полов. Простая структура собрана из полностью застекленных стен (лишь задний фасад частично состоит из легкий бетонных панелей), стальных стержней и бетонного фундамента. Этот абсолютно прозрачный дом — «одинокое дерево», состоящее из «ветвей различных масштабов», находится в обычном жилом квартале Токио.

Су Фудзимото проекты фото Су Фудзимото. House NA, 2012.

В 2013 году Фудзимото стал автором павильона Serpentine Gallery в Лондоне, который традиционно создается лучшим из лучших архитекторов современности. К этому времени Су уже получил «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале. «Стальные облака» Фудзимото из трубчатой стали выглядели декоративно, однако на них можно было сидеть, взбираться, залезать на самый верх и смотреть на город.

Су Фудзимото проекты фото Су Фудзимото. Павильон Serpentine Gallery, 2013.

Начиная с библиотеки Мусасинского университета искусств в Японии и заканчивая строящимся «Домом венгерской музыки» в Будапеште Фудзимото никогда не забывает о человеке и его отношении к объекту. Его вдохновляют произведения Гауди, он любит творчество Микеланджело, Фрэнка Гери и Париж (помимо Токио, здесь открыт его офис), а клиенты Су отличаются высокой степенью доверия к автору.

Су Фудзимото проекты фото

 Су Фудзимото. Инсталляция «Лес света», COS. 2016.

Cвой стиль я называю «примитивное будущее». Я предпочитаю создавать «пещеры с непреднамеренным пространством». Что-то среднее между природой и артефактом. Бесформенную форму.

В 2018 году японский архитектор вошел в команду как тьютор престижной дизайнерской премии Lexus Design Award. Воглавил жюри его соотечественник, лауреат Притцкеровской премии Шигеру Бан. 

Успех японского архитектора кроется в создании иллюзии волшебства: кажется, что его архитектура совершенно не функциональна, а просто эстетична, но стоит узнать ее поближе, зайти внутрь, как оказывается, что все удобно спланировано, можно пользоваться, а не только смотреть. Обитаемое пространство находится у Фудзимото на грани природного и искусственного, между ними нет глухих стен, только воздух.