Тео ван Дусбург: абстракция в архитектуре

Голландский архитектор и художник Тео ван Дусбург (30.08.1883 – 7.03.1931) известен не только специалистам, изучающим историю «неопластицизма» и движения абстрактного искусства De Stijl. Дусбург любим всеми, кто выступает за упрощенную геометрическую эстетику и знает, что дизайн, живопись и архитектура должны быть полностью скоординированы и интегрированы. 

Тео ван Дусбург сыграл огромную роль в становлении современного искусства и дизайна. Дусбург считал, что искусство должно быть пространственным, поглощающим и экологичным. Исходя из этих принципов, он стал создавать архитектурные проекты, витражи, внутреннюю отделку, мебель и другие функциональные предметы, прекрасно гармонировавшие между собой. Художник и архитектор был весьма последователен: все работы формировали целостное пространство и подтверждали положения De Stijl. 

Тео ван Дусбург. Composition XIII. 1918.

Тео ван Дусбург родился и рос в Утрехте. Его имя при рождении — Кристиан Эмиль Мари Куппер. Однако в начале своей карьеры он взял имя отчима, так как считал его своим настоящим отцом. Прежде чем заняться рисованием, он усердно учился пению и актерскому мастерству. Посвятить все свое время живописи он решает после первой своей выставки в 1908 году, параллельно работая для профильных журналов.

Тео ван Дусбург. Фрагмент картины Counter-Composition VI, 1925.

Его художественный стиль формировался под влиянием Ван Гога и Кандинского. Но сильнее всего его впечатляли расчисленные выверенные произведения Пита Мондриана. Он предложил Мондриану работать вместе над созданием движения De Stijl и публиковать одноименный журнал.

Знаменитый дом-ателье в Мёдон-Валь-Флёри, проект выполнен совместно с ван Эстереном, 1929.
Эскиз холла университета в Лисбурге по проекту Тео ван Дусбурга.

Движение De Stijl стало голландским вариантом геометрической абстракции, бурно развивавшейся в то время по всей Европе. Для нее характерны строгая геометрия черных квадратов и прямоугольников, заполненных белыми, серыми или основными (красный, желтый, синий) цветами.

Нелли и Тео ван Дусбург и танцовщица Камарес на фоне его Counter-Composition XVI, 1925.

Именно ван Дусбург внес в De Stijl тот драйв, энергию и разнообразие, за которые мы любим его до сих пор. Мондриан выступал за больший формализм. Ван Дусбург же настаивал на ином композиционном построении, противопоставляя диагональ прямоугольникам Мондриана. Ситуация привела к конфликту между коллегами: Тео для защиты своей художественной позиции изложил свои идеи в изданном им в 1930 году журнале «Арт конкрет», вышедшем всего один раз.

Кафе в ночном клубе Aubette, Страсбург, 1926

В 1926–1928 годы ван Дусбург работает совместно с Гансом Арпом и Софией Тобер-Арп над перестройкой и оформлением кафе Aubette в Страсбурге. Историческое кафе середины XVIII века нужно было модернизировать таким образом, чтобы в нем уместился кинотеатр, кабаре, огромный ресторан и танцевальные залы.

Фрагмент освещения в кафе Aubette, Страсбург, 1926
Интерьер танцевального зала в кафе Aubette, Страсбург, 1926

Кафе получилось невероятно модным и образцовым: чередование серых и цветных панелей до сих пор выглядит свежо и актуально. Еще одним знаковым архитектурным проектом стал дом-ателье в Мёдон-Валь-Флёри, над которым он работал совместно с ван Эстереном. Этот дом в ряду архитектурных шедевров стоит рядом с домом Константина Мельникова в Москве. 

Макет кафе Aubette, Страсбург, 1926
Фрагмент лестницы, Aubette, Страсбург, 1926.

Дусбург до последнего дня считал, что уникальной ценностью абстракции является ее способность создавать универсальную гармонию, выраженную в геометрии и контрастных цветах. В его работе Dancers («Танцовщицы») абстрактное видение автора можно почувствовать точнее всего: в ней соединились и сила декора, и сила духа. 

Знаковая работа Dancers. Ван Дусбург повторял ее многократно в различных материалах.

Во время своих многочисленных путешествий по Европе, где он читал эмоциональные лекции, ван Дусбург познакомился с одним из основателей Баухауса Вальтером Гропиусом. Тот пригласил его в Баухаус читать теорию DeStijl и конструктивизма, но до включения в преподавательский состав Баухауса дело не дошло: руководство считало его идеи слишком догматичными и узконаправленными. 

Тео ван Дусбург. Composition VIII.
Тео ван Дусбург. Проект Maison Particuliere, 1923.
Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами