Рыцарь модернизма архитектор Дэвид Чипперфильд

Твердый и неуступчивый сэр Дэвид Чипперфильд (David Chipperfield, р. 18.12. 1953) — имя, которое постоянно на слуху. Возведенный в рыцарское достоинство архитектор остается верен модернизму, а архитектуре служит как научной дисциплине. Постройки David Chipperfield Architects входят в лонг-листы премий RIBA.

Он — автор реконструкций Новой национальной галереи в Берлине и исторического комплекса зданий Королевской Академии художеств (Royal Academy of Arts) в Лондоне. В планах — завершение проекта Нобелевского центра в Стокгольме (строительство началось в 2017 году).

Новый музей в Берлине. Реконструкция.

Когда в 2011 году Чипперфильд получил золотую медаль RIBA, для многих это стало сюрпризом. Престижная награда была учреждена в 1848 году, вручает ее сама королева Англии. Медаль дается по совокупности заслуг и за вклад в мировую архитектуру. В числе ее лауреатов: Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Фрэнк Гери, Ричард Роджерс, Норман Фостер.

Офисное здание Moganshan Road в Ханчжоу. Китай. Номинант премии RIBA International Prize 2016.

Интрига в том, что Чипперфильд, будучи великолепным архитектором, последние двадцать лет выступает с резкой критикой строительства в Великобритании, а постройки Чипперфильда в UK можно пересчитать по пальцам. Он в пух и прах разносит британских девелоперов за любовь к дешевым решениям и пренебрежение к качеству.

Музей Jumex, Мехико. Номинант премии RIBA International Prize 2016.

«В Англии ценят деньги и индивидуализм, но мало внимания обращают на архитектуру. Тут либо хотят натолкать побольше спален, либо возвести эффектные монстры, чтобы ублажить медиа. Ни то ни другое к архитектуре никакого отношения не имеет. Никто не хочет рисковать, а строительство по природе очень рискованный бизнес».

Художественный музей в Сент-Луисе (Saint Louis Art Museum), штат Миссури, США. Номинант премии RIBA International Prize 2016.

В течение нескольких десятилетий Чипперфильд остается лобовым противником эстетики Нормана Фостера и Захи Хадид. Примерение для него возможно только в рамках теории и архитектурной культуры: став куратором XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции (2012 г.), он провозгласил тему Common ground — «общие интересы», объединяющие профессионалов разных возрастов, национальностей, творческих убеждений.

Макет реконструкции театра. Пермь, 2009.

«Нам нужно согласовывать работу. Мы из странной породы людей: сдать проект заказчику и при этом оставаться независимым. Мы не только убеждаем финансировать свои проекты, мы еще убеждаем общество их принять».

Дэвид Алан Чипперфильд родился в Лондоне в 1953 году. После учебы в Architectural Association поработал в мастерских у Ричарда Роджерса и Нормана Фостера. 
В 1984-м открыл собственную мастерскую. Название H92 (калибр самого твердого свинцового карандаша) указывало на характер ее руководителя. Чипперфильд достойно вел себя в тяжелый кризисный период 
1980-х годов. Активную практику начал в Токио, построив арт-галерею и офисное здание. Был единственным англичанином, попавшим в шорт-лист конкурса Тейт Модерн на реконструкцию здания электростанции на южном берегу Темзы. Тогда выиграли швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон, а вечерние лондонские газеты называли его «агрессивным модернистом с безмасштабным дизайном».

«Я не считаю себя приверженцем неоклассики. Но я люблю порядок. Жаль, что определенный тип неоклассицизма в двадцатом веке стал домашним аритектурным языком фашизма.»

В его стиле сплавлены абстрактный модернизм и историческая традиция. Особенность авторского почерка — перфекционизм, который позволяет создавать объекты высочайшего градуса люкса, поддерживать вневременной образ брендов от кутюр, проектировать интерьеры яхт и столичных городских вилл с безупречным вневременным вкусом. Архитектурный имидж доверяют ему итальянский Дом Valentino и швейцарская марка Bally. Активно приглашают и мебельщики (проекты для Riva 1920, B&B Italia, FontanaArte и др.), и сантехнические концерны (Roca/Laufen). Итальянская фабрика Driade в 2015 году поручила известному британцу роль своего арт-директора, чем скрепила еще одну звезду большой архитектуры крепким союзом с индустрией made in Italy.

Однако повышенное внимание к материалу и детали в нашем мире чревато конфликтными ситуациями. В позапрошлом году Дэвид Чипперфильд объявил о выходе из проекта комплекса Città delle Culture в Милане, возведение которого оценивается в 66 млн долларов. Он пояснил, что принял такое решение после того, как для отделки полов (5 тыс. кв. м), несмотря на мнение архитекторов, был утвержден низкосортный камень. Предложив свой вариант, он даже взялся оплатить половину расходов, но городской совет отказался от дополнительных трат. Кто-то из критиков сказал, что воспринимать архитектуру Чипперфильда — все равно что читать Гете после Дэна Брауна. Но трудно — не значит невозможно.

Дом и студия Дэвида Чипперфильда в Берлине. Район Митте.

David Chipperfield Architects имеет офисы в Лондоне, Берлине, Милане и Шанхае.  250 сотрудников из 15 стран мира трудятся в Европе, США, Китае. Среди удач берлинского офиса — сложный проект — реконструкция Нового музея (археологический музей Берлина был разбомблен во время Второй мировой войны и никогда не реставрировался), за которую бюро получило премию Миса ван дер Роэ. Собственно в Берлин он и переехал после своей работы над реконструкцией Нового музея.

Архитектор Дэвид Чипперфльд в собственном интерьере в Берлине.

Монолитный бетонный фасад его дома с огромными окнами вписан между двумя постройками старого Митте. В интерьере — все расположено так, будто всегда ждет фотографа, и всего два цвета: зеленый (бархатный диван) и оранжевый (книжный шкаф). Во внутреннем дворе, общем для студии и дома, спроектировано место для общения, с лавками и столами. В Шанхае ему заказали реконструкцию одиннадцати объектов, среди которых здание Королевского азиатского общества (RAS, 1932), Национальный индустриальный банк (NIB, 1929). Все они стоят в лучшем районе города — знаменитом ардекошном Бунде.

Для Стокгольма David Chipperfield Architects спроектировали важнейший ландмарк — здание Нобелевского центра (Nobel Center). Существующий парк на полуострове Бласиехольмен, рядом с Национальным музеем, планируется объединить с «Нобелевским садом» (под него выделена большая часть территории застройки). Фасад здания будет выполнен из прозрачного и матового стекла, латунные панели придадут ему дорогой золотистый оттенок. Нобелевский зал займет два верхних этажа. Шикарная овальная люстра, специально спроектированная для него, будет зажигаться лишь 10 декабря, в день церемонии вручения Нобелевских премий. Строительство предполагают закончить к 2019 году.

Художественный музей в Сент-Луисе (Saint Louis Art Museum). Номинант премии RIBA International Prize 2016. Фрагмент экспозиционного пространства.

Чипперфильд трудится в Америке, Японии, Италии, Испании и Германии. И может быть, еще построит что-нибудь в Англии.

Теги:
Автор:
Фото:
Martin Godwin (портрет), © Christian Richters, © David Chipperfield Architects

Лучшее за месяц