100 лет дизайна: светильник Марко Дзанузо для Oluce

Марко Дзанузо (1916-2001) спроектировал настольную лампу 275 для Oluce в 1963-1965 годах. Она относится к знаковым вещам этого знаменитого дизайнера. Чтобы понять, насколько эта модель была необычна для своего времени, нужно вспомнить светодизайн 55-летней давности.

Пятый из шести сыновей врача-ортопеда, в 1963 году Марко Дзанузо был, что называется, в самом расцвете своего творческого потенциала. Он отслужил гардемарином в итальянском флоте (его забрали сразу же после окончание миланского Политеха), проработал главным редактором журнала Domus и Casa Bella, несколько лет отслужил в Сан-Паулу и Буэнос-Айресе (ему поручили строить там заводы), уже создал свое самое популярное кресло Lady...

Марко Дзанузо на фоне культовых вещей по его дизайну.

В Милане Дзанузо учил как помещать рациональный метод проектирования в контекст: собственно, это и составило суть итальянского дизайна. В ряду таких мастеров как Сотссас, Маджистретти, Кастильони Дзанузо выделялся как чрезвычайно точный и тонкий дизайнер, уделяющий большое внимание индустриальной технологической стороне проектирования.   

Диффузор был выполнен из модного по тем временам плексигласа. Лампа при всем компактном виде довольно массивная: ширина основания с абажуром 42 см, высота — 40 см.

Лампа 275 для Oluce стала тихим манифестом эстетики Дзанузо. На ней дизайнер опробовал точно такие же округлые формы, какие позже сделают успешным его Grillo для Siemens (1966). Этот складной домашний телефон, похожий на гигантскую мыльницу, стал настоящим чудом: наборный диск умещался внутри компактной конструкции.

Получалось, что из настольной лампы она превратилась в светильник, обеспечивавший мягкое освещение в любой жилой зоне.

В 60-е годы он увлечен идеями компактности и трансформации. Модель 275 разрабатывалась как настольная лампа — но только не для офисов, а скорее для домашнего пользования, где нужно было просто получить ровное освещение предметов на столе.

Благодаря поворотному основанию можно было менять положение лампы.

Ее большой абажур-купол на невысоком поворотном основании отлично подходил для консолей и прикроватных столиков. За счет большого рассеивателя удалось достигнуть большой степени освещенности, и при этом, из-за отсутствия высокого основания, не было риска случайно смахнуть лампу с поверхности.

Основание раньше выполняли обычно из полированного металла, однако сейчас самый распространенный цвет основания — белый.

Существуют варианты в матовом металле, также может отличаться и цвет. Абажур в современной выерсии выполняется из опалового акрилового стекла. Модель 275 перевыпущена компанией Oluce под названием Zanuso в 2013 году, к полувековому юбилею лампы. 

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами

Читайте также

Лучшее за месяц