Убежище для коллекционера Александра Иоласа

Воображаемое убежище для легендарного коллекционера и галериста Александра Иоласа (1907-1987) придумали греческие студенты. Поливалентная личность Иоласа ярко передана в инсталляции «Приют Иоласа» в МОМУСе — Музее современного искусства, Салоники, Греция.

Это интерактивное пространство — гибрид между архивом, будуаром, укрытием. Инсталляция была задумана архитектором Софией Визовити в сотрудничестве со студентами факультета архитектуры Университета Фессалии и Школы изобразительного и прикладного искусств Университета Аристотеля в Салониках.

Иолас — человек, который открыл Энди Уорхола, был галеристом и коллекционером, торговцем и интеллектуалом. Американец греческого происхождения, гомосексуал, он умер в 1987 году от СПИДа и его имя практически было предано забвению или звучало лишь в связи со скандальными деталями его жизни. Коллекция Иоласа была частично вывезена, частично разграблена, а золотой дворец-музей в афинском районе Агиа Параскеви опустошен.

Александр Иолас обладал многими талантами, и самым главным — вкусом и незаурядными коммерческими способностями. Иолас мог бы стать выдающимся танцовщиком: танцевал с Баланчиным, на мировых балетных сценах, работал в труппе Киры Нижинской.

В 1944 году Иолас увидел картину Де Кирико, которую купил, заплатив астрономическую по тем временам сумму в 2 000 долл. В том же году на 55 авеню в Нью-Йорке он открыл свою первую Hugo Gallery. Если Костаки открыл миру русский авангард, то Иолас считается покровителем сюрреалистов, поп-арта и Энди Уорхола, самую первую выставку которого он организовал в 1953 году.

В конце жизни Александр Иолас не должен был возвращаться на родину, в Грецию, где, закрыв свои галереи по всему миру, он построил дворец, наполненный картинами, скульптурами и роскошной утварью. В печати начинается травля коллекционера, Иоласа сравнивают с Маркизом де Садом, а его великолепную коллекцию современного искусства государство так и не принимает в дар.  

Опираясь на его биографию, дизайнеры превратили характеристики личности Иоласа в физическое пространство. Эллинское наследие, вклад в развитие авангарда, космополитизм, любовь к живописи и танцам выражены в пространственных элементах.

Центральный элемент — золотой интерьер в виде воронки — состоит из двойной поверхности: с одной стороны — поглощающее тепло золото, а с другой — отражающее серебро. Богатство и гламур сочетаются с ненадежностью и проблемами миграции.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами

Читайте также

Лучшее за месяц