Финский дизайн на выставке в Москве

Финский дизайн на выставке в Москве

Финский дизайн доступен всем. Вне зависимости от возраста, пола или происхождения. Предметы, придуманные финнами восемьдесят, пятьдесят или тридцать лет назад, до сих пор используются людьми по всему миру.

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» открывается 16 ноября в Мультимедиа арт музее. Она организована в сотрудничестве с Moscow Design Museum и приурочена к столетию Дня независимости страны-соседа (до 6 декабря 1917 Финляндия была частью России). Дизайн финнами воспринимается как мотор благосостояния и средство для улучшения качества жизни.

Ээро Сааринен. Cтулья Tulip, Knoll. 1957.

Финский дизайн отражает социальные изменения и сам меняет общество. В частности дизайнерские решения играют огромную роль в здравоохранении и образовании. Два примера красноречиво говорят об этом.

Финский материнский пакет в коробке. 1950-е годы.

Почему финские младенцы спят в коробке? В 1938 году финское государство начало бесплатно распространять «материнский пакет» — набор с самыми полезными вещами для новорожденного и матери. Таким образом правительство старалось решить проблемы катастрофического снижения рождаемости и высокой младенческой смертности. В 1942 «материнский пакет» стали упаковывать в картонную коробку с матрасом. Сначала пакеты выдавали малоимущим (к ним относилось две трети жительниц страны), а после войны коробку-колыбель могла получить уже каждая женщина, посетившая врача в первые месяцы беременности.

2017 году прославивший Финляндию материнский пакет состоит из 56 предметов.

Коробка до сих пор сохраняет свою популярность как первая кроватка — вне зависимости от доходов семьи. Финские матери могут выбрать вместо нее денежное пособие (140 евро), но более 90 процентов выбирают пакет. Летом 2017 он был представлен на форуме ООН в Нью-Йорке. Финские дипломаты уверены, что их практику можно максимально распространить в мире. А предприниматели фирмы Kela уже принимают многочисленные заказы на чудо-коробки из США и Австралии в частном порядке.

В экспозицию вошли такие шедевры, как кресло, сконструированное Алваром Аалто для туберкулезного санатория Паймио (1930-е) — его конструкция помогала выздоровлению больных; новаторское кресло-шар Ээро Аарнио из стекловолокна (1960-е); стаканы Тапио Вирккалы Ultima Thule для авиакомпании Finnair и даже ожерелье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, украшавшее принцессу Лею в фильме «Звездные войны».

Алвар Аалто. Paimio. Artek. 1932. У откинувшегося на спинку кресла пациента санатория раскрывалась грудная клетка: устремив взгляд вверх он дышал полной грудью. Кресла стояли под голубым потолком, чья блестящая поверхность отражала деревья за окном.

Как одна школа изменила имидж города Один из недавних примеров социальной функции финского дизайна — школа Кирккоярви (2011). Проект Verstas Arkkitehdit стал лауреатам многих международных конкурсов. Школа на 770 детей построена в столичном пригороде Эспоо, в районе, где живут малообеспеченные семьи и мигранты. Ее директор похож на итальянского модельера и блестяще говорит по-английски, а ученики (среди которых 5о — из России) поражают успеваемостью, знаниями и желанием учиться.

Школа Кирккоярви, г. Эспоо. Проект Verstas Arkkitehdit. International Architecture Award 2011.

«Мы хотели создать школу, которая работает как небольшой город, — рассказывает архитектор Юсси Палва. — Все классы выглядят как дома со своими лобби и входными зонами. Каждая зона имеет свою цветовую гамму, позволяющую детям лучше ориентироваться.» В лобби есть круглые столы и даже диванчики, на которых школьник может устроится с ноутбуком. Классы начальной школы ориентированы на утреннее солнце, а средней, чьи занятия дольше, — на дневное. У школы — обширные дворы (в Финляндии детям рекомендуется проводить все переменки на открытом воздухе), а деревянные фасады, обращенные к ним, защищены длинными карнизами. Здание использует геотермальную и солнечную энергию. Непростой проект стоимостью 30 млн. евро реализовал концерн ЮИТ, известный в России как застройщик жилья комфорт-класса.

Среди бюро, представивших экспонаты — Anttinen Oiva architects, Avanto Architects и другие. Часть объектов привезли из музеев Design Museum Finland и Museum of Finnish Architecture. В рамках образовательной программы Ирена Костас, директор и дизайнер Onar Studios расскажет о новой волне в финском фэшн-дизайне: какие инновации и экологические ценности позволили финским молодым дизайнерам завоевать признание.

Onar Studios

Выставка проходит с 16 ноября по 17 декабря 2017 года. Мультимедиа арт музей, Москва.