Рене Магритт: загадочный и непредсказумый

Рене Магритт: загадочный и непредсказумый

В Центре Помпиду (Centre Pompidou) в Париже — самая долгожданная выставка 2016 года: «Вероломство образов»  бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898 – 1967). Последний раз его ретроспектива проходила здесь почти сорок лет назад, в 1979 году. Подобные показы всегда событие международного масштаба. Во-первых, потому что в одном месте на полгода собираются работы из музейных собраний многих стран и недоступных для публики частных коллекций. Во-вторых, кураторы лучших музеев мира всегда делают показ максимально интересным для посетителей самых разнообразных категорий: от школьников до пенсионеров. Имя с афиши можно встретить на дизайнерской продукции, в средствах массовой информации, на аукционных торгах и в галерейной продаже (если не самого героя, то представителей его школы).

Рене Магритт с репродукцией картины The Son of Man, 1946. Фото Билл Брандт.

Картины Рене Магритта — как рекламный плакат, созданные им образы навсегда вошли в масскульт. Его любят и цитирует все: от фэшн-дизайнеров до голливудских кинематографистов, от музыкантов до банкиров. Портрет Магритта был размещен на банкноте в 500 бельгийских франков. Особенно дорого искусство бельгийца рекламным агентствам, которые не устают эксплуатировать знаковых героев его творчества, ими украшены часы, трусы, ботинки, тарелки и даже аэробусы. Самый известный персонаж — безликий господин в банальной шляпе-котелке (первые он появился на картине 1926 года «Размышления одинокого прохожего»). 

Творчество Магритта вдохновляет модный шведский бренд Opening Ceremony.

«Искусство изображения— это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть.»

Художник Рене Магритт вел вместе со своей единственной женой Жоржетт размеренную жизнь буржуа, зато в творчестве кардинально менял направления. Он начинал как постимпрессионист, потом стал экспрессионистом и дадаистом. В конце 1920-х, сблизился с сюрреалистами, став одним из наиболее ярких представителей этого направления. Позже пробовал себя как карикатурист, скульптор и монументалист, создав росписи в казино, Дворце изящных искусств в Брюсселе и т.п. Сам Рене Магритт свое искусство называл не сюрреализмом, а магическим реализмом, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами — рассматривать их.

Рене Магритт. Вероломство образов (La trahison des images), 1928–1929 гг. Холст, масло. Художественный Музей Лос-Анджелеса.

«Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывают ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом «что это значит?» А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо.»

Выставка La Trahison des Images — «Вероломство образов» названа по имени его знаменитой картины. «Это не трубка» — предупреждает надпись там, где изображена именно курительная трубка. То есть изображение трубки обманчиво, образ предмета — это не сам предмет, именно так Магритт видит предательство образов. Цель художника заставить зрителя задуматься, поэтому его картины часто напоминают ребусы, но ребусы без отгадки. Магритт постоянно подчеркивает обманчивость видимого, его скрытую таинственность, которую мы обычно не замечаем. Куратор Дидье Оттингер предложил пять разделов для выставки — пять характерных сюжетов, к которым Магритт возвращался постоянно: огонь, тень, занавес, слова, фрагменты человеческого тела.

Выставка Rene Magritte: La Trahison des Images продлится парижском Центре Помпиду до 23 января 2017 г.