Европейская абстракция и искусство Востока на роскошной выставке в ГМИИ

Виктор Вазарели. Вегавив II, 1955. Коллекция Фонда Жана Клода Гандюра.

ГМИИ имени Пушкина представляет выставку «Восточный джаз / East West Jazz». Основу экспозиции составили две крупнейшие частные коллекции — Александра Клячина и Жана-Клода Гандюра. Выставка связывает живопись с текстилем — в одном пространстве среднеазиатские икаты соединены с шедеврами абстрактными картинами европейских художников XX века.

Анри Матисс. Кошмар белого слона, таблица 4 из серии «Джаз». ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Халаты и ковры, созданные анонимными авторами в XIX столетии, и живопись XX века — произведения разных эпох и цивилизаций вступают в диалог. Помимо вещей из коллекций Александра Клячина и Жана Клода Гандюра, на выставке можно увидеть 14 редко экспонируемых графических листов Анри Матисса из серии «Джаз» (1947 ), четыре произведения Василия Кандинского из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также работы Александра Колдера, Лучо Фонтаны, Джоан Митчелл, Даниеля Бюрена, Сержа Полякова, которые предоставил Центр Помпиду и частные французские коллекционеры.

Женский зимний нарядный халат мунисак, Бухара. Втор. пол. XIX в., шелк шои. Коллекция Александра Клячина, Москва.

«Простота — почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, чувственно замечтавшегося народа. Серьезность, строгость, подчас суровость рисунка как на древних иконах. И мягкая, гибкая, подчас лукавая красота линии», — писал Василий Кандинский. В начале XX столетия искусство Востока изменило сознание европейских художников, чей глаз был воспитан на канонах античности.

Василий Кандинский. Импровизация № 20 (Две лошади), 1911. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Основа этого уникального показа — собрания двух коллекционеров и меценатов. Александр Клячин закончил географический факультет МГУ, продолжил обучение в США. Один из крупнейших российских инвесторов, он владеет отелем «Метрополь», является членом попечительских советов Еврейского музея и центра толерантности, Большого театра, участвует в благотворительных программах. Клячин собрал 250 праздничных, повседневных, ритуальных халатов, созданных в период с середины XIX до середины XX века в Средней Азии, а также значительное количество старинных восточных ковров.

Женское нарядное платье куртайи пешкушо, бухарский крой. Втор. пол. XIX в. Шелк. Коллекция Александра Клячина.
Жан Базен. Камни, деревья и равнины, 1952. Коллекция Фонда Жана Клода Гандюра.

Жан Клод Гандюр родился во французском Грассе. Его предки по материнской линии родом из России. Детство Гандюра прошло между египетской Александрией и швейцарским кантоном Во. В 1975 году он начал предпринимательскую деятельность, в 1987 году открыл фирму Addax et Oryx Group (AOG). Интерес Гандюра к искусству возник благодаря собранию семьи. Сегодня его коллекция насчитывает более 3500 произведений, в нйе — работы Виктора Вазарели, Николя де Сталя, Ханса Хартунга, Франсуа Морелле и других. В 2010 году Жан Клод Гандюр основал фонд, цель которого вести просветительскую деятельность.

Анри Матисс. Метатель ножей. Таблица 15 из серии «Джаз». ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Автором сценографии выставки выступает историк искусства Патрик Уркад, сокуратор и автор концепции художественного оформления показа. В 1980-х годах он работал арт-директором французского Vogue.

• «Восточный джаз / East West Jazz», ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Волхонка, 12), 1 октября — 15 ноября 2019