Роберту Бурле Маркс и его зеленая революция

Роберту Бурле Маркс и его зеленая революция

Бразильский ландшафтный дизайнер Роберту Бурле Маркс (1909-1994) бросил вызов границам искусства и дизайна. Отмечая 110-летие со дня его рождения Нью-йоркский ботанический сад (The New York Botanical Garden) подготовил мультисенсорную выставку.

По теме: Увидеть один раз в жизни: 5 частных парков искусств

Многие любители домашних садов, ландшафтные архитекторы и градостроители могут сегодня похвастаться тем, что в их проектах во всей красе представлены местные растения. Но так было не всегда. Когда Роберту Бурле Маркс рос в Рио-де-Жанейро в 1930-х годах, он был окружен садами, в которых в основном были представлены европейские и североамериканские растения.

Будучи молодым архитектором, Бурле Маркс стремился перевернуть представления о ландшафтном дизайне, став впоследствии одним из самых плодовитых и легендарных ландшафтных архитекторов своего времени. В честь его знаковых работ, Нью-Йоркский ботанический сад собрал первую выставку, сочетающую ботанические шедевры Бурле Маркса с его картинами, рисунками и текстилем.

Реконструирована бетонная стена с росписью, временный водный сад, фонтан. Звук и движение воды не только заряжают пространство, но и психологически охлаждают его...   Представляем ряд проектов великого ландшафтного ахитектора.

Министерство образования и здравоохранения, Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1938 

Роберту Бурле Маркс всегда начинал с холста. Его техника гуаши кодировала каждый тип растительности. Эти картины теперь почти так же заметны, как и сады, которые они планировали. Дворец Густаво Капанема, известный бразильцам как Министерство образования и здравоохранения, стал началом «зеленой революции» Бурле Маркса. Это был 1938 год. И он навсегда изменил ландшафтный дизайн.

Кольца Гарольдо и Роберто, 1960-е

Роберту Бурле Маркс вырос в очень креативной семье. Его брат Уолтер был известным пианистом и композитором, а другой брат, Гарольдо, — художником-ювелиром. Гарольдо и Роберто годами сотрудничали в работе над ювелирными украшениями — кольцами.

Авенида Атлантика, Копакабана, 1970 

Бразильский художник, пожалуй, наиболее известен, из-за центра летних Олимпийских игр 2016 года. Но  аналогичная работа была выполнена Марксом ранее, в 1988 году,  она полосой проходит вдоль бульвара Бискейн в Майами. Проект завершился почти через 20 лет после смерти художника. Несмотря на нынешнюю серьезную переделку улицы, город Майами пообещал сохранить работу Маркса.

Banco Safra, Сан-Паулу, Бразилия, 1983 

Бурле Маркс спроектировал сад на крыше, а также пол и стены штаб-квартиры Banco Safra. Вместо покрытых листвой растений, на крыше был разбит сад минералов, а интерьер в стиле кубизма приобрел глубокие красные и оранжевые оттенки.

Дом Роберто Бурле Маркса

Как и у многих плодовитых художников, дом бразильского ботаника стал одной из его самых впечатляющих работ. В отличие от большинства ландшафтных архитекторов, которые чаще всего cначала создают план для проекта, а затем получают выращенные готовые растения, Бурле Маркс использовал свой дом в качестве питомника и спасательной фермы для вымирающих амазонских видов. На протяжении многих лет Бурле Маркс собирал растения, которые друзья и поклонники приносили ему в обмен на некоторые из его собственных.

• Бразильский модерн. Живое искусство Роберто Бурле Маркса. Нью-Йоркский ботанический сад, до 29 сентября.