400 лет со дня рождения Кольбера и Ле Брана

Каменная столешница. RMN-Grand Palais. Музей Лувра. Париж.

В 2019 году Франция празднует 400 лет со дня рождения двух важных действующих лиц своей истории: Жана-Батиста Кольбера (1619-1683) и Шарля Ле Брана (1619-1690). Выставка «Создавая для Людовика XIV: королевские мануфактуры под началом Кольбера и Ле Брана» организована в Париже, в Galerie des Gobelins.

Крупнейший европейский реформатор и ангел-хранитель сразу всех министерств Людовика XIV Жан-Батист Кольбер покровительствовал наукам и ремеслам. Его усилиями были основаны Академия надписей и литературы (1663), Королевская академия наук (1666), Королевская академия музыки (1669) и Королевская академия архитектуры (1671). Он увеличил королевскую библиотеку, ботанический сад, устроил обсерваторию, снаряжал экспедиции и умело компенсировал расходы расточительного короля. «Знаете ли вы его пристрастие к эффектам, оплаченным любою ценой?», — восклицал Кольбер.

Филипп де Шампань. Портрет Жана-Батиста Кольбера. 1655.

Французская индустрия предметов роскоши многим обязана Кольберу.  Эмблемой сплоченности французских компаний сегодня служит Комитет им. Кольбера, объединяющий 75 производителей. Благодаря искусству мастеров, придающих изделиям эксклюзивность и исключительность, французские предметы роскоши отличаются непревзойденным качеством.

Николя де Ларжильер. Портрет Шарля Ле Брана. Музей Лувра. Париж.

Шарля Ле Брана называют первым французским декоратором. Профессиональный художник, директор Королевской мануфактуры гобеленов, он прославился  оформлением Версальского дворца, в котором проработал в течение тридцати лет. Под его командованием находилось несколько сотен художников и ремесленников. В 1663 году Ле Бран был назначен Кольбером директором Королевской академии живописи и скульптуры и назван «Первым художником короля». А через тра года Кольбер и Ле Бран вместе основали Французскую академию в Риме. 

Секретер. Парижские мастерские, ок. 1675. Музей декоративно-прикладного искусства, Страсбург.

Кольбер и Ле Бран понимали, что исключительное качество украшения королевских домов служит лучшей рекламой французского savoir-faire, помогая французской монархии становиться законодательницей мод. Стиль Версаля стали копировать европейские монархи и аристократия, включая Петра I, который вернувшись из Франции в Петергоф, лично нарисовал версальское трехлучие, повелевая проектировать по французским лекалам, а после посещения Королевской мануфактуры Гобеленов создал Петербургскую шпалерную мануфактуру.

 Шарль Ле Бран. Визит Людовика XIV на Королевские мануфактуры Гобеленов, le 15 октября 1667. Фрагмент. © Photo RMN-Grand Palais (Château de Versailles) / Christian Jean / Jean Schormans

На выставке «Создавая для Людовика XIV: королевские мануфактуры под началом Кольбера и Ле Брана» представлены портреты короля, вельмож, художников и ремесленников, гравюры и архивные документы. Персидские ковры, столы из твердых флорентийских камней, драпировки, серебряная посуда, богато украшенная утварь... Работы, представленные на выставке, напоминают о различных профессиях, всех тех, кто создавал Версаль и Лувр — ювелирах, скульпторах, граверах, ткачах, краснодеревщиках... 

Шарль Ле Бран. Визит Людовика XIV на Королевские мануфактуры Гобеленов, le 15 октября 1667. © Photo RMN-Grand Palais (Château de Versailles) / Christian Jean / Jean Schormans

Около сотни вещей поступили из музеев Лувра, Версаля и Компьенского дворца, Национальной библиотеки Франции, Национального архива, Музея изобразительных искусств Страсбурга и др.

Автор сценографии — дизайнер Матиас Кисс. На выставке он инвестирует свой талант в цвет и золото. Овладев декоративным кодексом XVII века, Матиас Кисс истолковывает его заново, демонстрируя все великолепие поверхности. Анимация и дополненная реальность посвящены воссозданию атмосферы эпохи.

• Créer pour Louis XIV, Galerie des Gobelins, Париж, с 18 сентября по 4 декабря 2019.