Художница-импрессионист Берта Моризо

Художница-импрессионист Берта Моризо

Музей Орсе, под руководством нового директора, энергичной Лоранс де Кар, стремится отразить всеобщий тренд «гендерное искусство». Женщины-художницы, их роль в истории, кажется многим незаслуженно забытой, а работы — недооценненными. Ведущий французский музей решил восполнить упущенное.

Музей Орсе дарит возможность рассмотреть во всей красе тонкую палитру Берты Моризо (Berthe Morisot (1841 – 1895) — одной из знаковых фигур импрессионизма. Это первая большая ретроспектива художницы после 1941 года. Она включает около 60 картин, приехавших со всего мира. Из хитов выставки — «Молодая женщина у окна» («Портрет мадам Понтийон»), «Колыбель», «В Англии» («Эжен Мане на острове Уайт»), «Женщина за туалетом».

Берта Моризо. Женщина с ребенком на балконе. 1871-1872. Tokyo Fuji Art Museum

Берта Моризо была единственной женщиной, участвовавшшей во всех выставках импрессионистов. Ее живопись ценили друзья и коллеги: Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и Клод Моне. Уроки живописи Берте давал сам Камиль Коро. Под влиянием Мане она стала писать на негрунтованном холсте в экспрессивной этюдной манере и стала ключевой фигурой парижского авангардного движения в конце 1860-х годов, оставаясь в профессии вплоть до своей безвременной кончины в 1895 году.

Берта Моризо. Женщина, отбеливающая белье, 1881. Ny Carlsberg Glyptotek Museum

Моризо происходила из выдающейся семьи, дочь государственного чиновника она была внучкой Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806), знаменитого живописца эпохи рококо. В 1874 году Моризо вышла замуж за брата Эдуара Мане Эжена и в 1878-м родила своего единственного ребенка, Джулию, которая часто позировала матери и другим художникам-импрессионистам, включая своего дядю Эдуара.

Берта Моризо. Женщина за туалетом. 1875-1880. Art Institute of Chicago
Берта Моризо. Охота на бабочек. 1874

Берта Моризо также часто позировала Эдуару Мане и есть ее несколько портретов кисти Мане, таких как «Отдых» («Портрет Берты Моризо») и «Берта Моризо с букетом». Она умерла в 54 года, от воспаления легких, заболев, когда лечила схожий недуг своей дочери Джулии, которой было 16. 

Берта Моризо. Эжен Мане и ее дочь в саду Bougival. 1881. Из частной коллекции, Париж

За нежную цветовую гамму ее называли «виртуозом колорита». На картинах Моризо — вполне светские и милые женскому сердцу сюжеты: дети, мамы и няни на прогулках, дамы в изящных нарядах за туалетом, повседневная жизнь и домашние радости...

Берта Моризо. Колыбель. 1873. Musée d'Orsay
Берта Моризо. Эжен Мане на острове Уайт. 1875. Musée d'Orsay

Берта была убеждена, что живопись должна стремиться «запечатлеть то, что проходит». Как художник она неустанно боролась с эфемерностью и быстротечностью. В ее работах нет черного контура, а последние характеризуются особой выразительностью и меланхоличной музыкальностью. Она словно шепчет: «Стань тем, кто ты есть!»

• Berthe Morisot, Музей Орсе, Париж, до 22 сентября