Фра Анджелико в Музее Прадо

Фра Беато Анджелико. Благовещение, или Изгнание из рая. 1425–1426. Madrid, Museo Nacional del Prado.

Музей Прадо отмечает свой 200-летний юбилей серией роскошных выставок. Одна из них —  «Фра Анджелико и зарождение Ренессанса во Флоренции» — более 80 произведений из 40 музеев мира.

В Мадрид приехали работы из собраний Лувра, Музеев Ватикана, Национальной галереи в Лондоне, Галереи Уффици, Метрополитен-музея и Эрмитажа. Среди них —  «История отцов-пустынников» (Уффици), «18 монахов-доминиканцев» (Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» (Эрмитаж). Куратор — Карл Брэндон Стрелке, почетный куратор Филадельфийского художественного музея и известный эксперт по художникам флорентийского Ренессанса.

Фра Беато Анджелико. Богоматерь граната. Фрагмент. 1424 – 1425.Национальный музей Прадо. 

«Скульптуру сложно транспортировать, но мы хотели показать Фра Анджелико в контексте искусства его времени, в диалоге с другими художниками», — говорит Стрелке. Выставка посвящена началу флорентийского Возрождения в 1420 – 1430 гг. 

Фра Беато Анджелико.  Dieciocho beatos dominicos. Tablas del retablo mayor de San Domenico. 1421 – 1422. Национальная галерея в Лондоне.

Живопись Фра Беато Анджелико (Виккьо,  1390 — 1455, Рим) представлена вместе с произведениями Филиппо Брунеллески, Донателло, Филиппо Липпи, Мазолино да Паникале, Мазаччо, Паоло Уччелло и других флорентийских скульпторов и художников.

Фра Беато Анджелико. Благовещение, или Изгнание из рая. Фрагмент. 1425–1426. Madrid, Museo Nacional del Prado.

Фра Анджелико был учеником в мастерской бенедиктинского монаха Лоренцо Монако, который культивировал утонченный и элегантный готический стиль. Джорджо Вазари в «Жизне­описаниях» отмечал религиозность Фра Анджелико: «Брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись». Спустя больше чем пять столетий после смерти художника он был официально причислен к лику блаженных папой Иоанном Павлом II в 1982 году.

Фра Анджелико. Thebaid. 1419 – 1420. Галерея Уффици.

Однако, статус монаха и религиозность не помешала ему сотрудничать с другими художниками, руководить большой мастерской, писать картины для церквей, знати и покровителей. Он усвоил уроки античности, став первым, кто в религиозной картине уделял важное место пейзажу.

Донателло. Богоматерь. 1420 – 1425. Musei Civici Fiorentini, Museo Stefano Bardini, Флоренция.

Среди алтарей, написанных художником, было «Благовещение», ныне находящееся в Музее Прадо — центральный экспонат нынешней выставки. Датируемый серединой 1420-х годов, «Благовещение» — первый флорентийский алтарь в стиле Ренессанса, использующий перспективу, в котором вместо готической аркады, по заветам Брунеллески, есть ортогональная структура.

Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем и ангелами (Мадонна Смирения). Ок. 1418.

«Благовещение» прибыло в Испанию в 1611 году и, вероятно, было первой работой художника, покинувшей Италию. «Богоматерь граната» была приобретена в 1817 году герцогом Альбой в то время, когда вновь открывалось значение раннего флорентийского Ренессанса. Таким образом, на выставке есть две темы: Флоренция, увиденная Фра Анджелико, и Фра Анджелико, открытый испанскими коллекционерами.

• Fra Angelico y los inicios del Renacimiento en Florencia, Museo Nacional del Prado, Мадрид, до 15 сентября