Фестиваль фотографии Les Rencontres d'Arles 2019

Фестиваль Les Rencontres d'Arles (1 июля — 22 сентября) во французском Арле празднует полувековой юбилей. В интерьерах городских памятников и выставочных залов выставлены фотографы, которые фиксируют наш мир в момент катастроф, которых интересуют контркультуры, ЛГБТ-сообщества и сопротивление установившемуся порядку.

Сегодня фестиваль подготовлен под лозунгом «50 выставок за 50 лет» и спонсируется частным фондом Luma. Его география расширяется: к Арлю присоединились Марсель, Тулон и Ним, на чьих локациях также проходят фестивальные показы. Всего их около пятидести.

Это знаковое международное событие родилось в 1969 году. «Именно Арль отметил начало становления фотографии как жанра искусства, выставляемого и популярного, — полагает Сэм Стурдзе, с 2014 года он занимает поста директора фестиваля. — Фотография нигде ранее не выставлялась в таком объеме, а Арль приобрел аудиторию очень быстро».

Том Вуд. Walking through shoes. 1991. © Tom Wood, courtesy of the artist and Galerie Sit Down

Через 50 лет вместо того, чтобы оглядываться на свою историю и прошлые успехи в качестве всемирного смотра, большая часть программы посвящена авангарду. Она спланирована организаторами по четырем направлениям: «Мое тело — мое оружие», «На краю», «Жизнь» и «Создание образа».

Мигель Трилло. Taken at a Rolling Stones gig in Madrid in 1982. © Miguel Trillo

В центре внимания Les Rencontres d'Arles 2019 — выставка чешского фотографа Либуше Ярцовьяковой под названием Evokativ (место: Église Sainte-Anne). Она рассказывает о маргинальной Праге, которая существовала за закрытыми дверями во времена господства Советского Союза. Представленные снимки были сделаны в период с 1970 по 1989 год, когда Ярцовьякова, сегодня признанный известный фотохудожник, была еще подростком.

Либуше Ярцовьякова. Автопортрет. 1981 © Courtesy of the artist

Еще одним ярким событием стал групповой показ испанских фотографов — Альберто Гарсиа-Аликса, Оука Лила, Пабло Переса-Мингеса и Мигеля Трилло (место: Palais de l’Archevêché). Они входили в группу La Movida и радовались триумфу трансгрессии на улицах постфранкской Испании 1980-х — то же, что и Педро Альмодовар снимал в своих ранних картинах.

Альберто Гарсиа-Аликс. Eduardo y Lirio. 1980. © Сourtesy of the artist and VEGAP

Исторический акцент на способности противостоять силам авторитаризма сочетается с современными примерами. В рамках программы «На краю» французский фотограф Филипп Шансель показывает семь своих серий, объединенных в ретроспективу  (место: Église des Frères-Prêcheurs), посвященную экологической катастрофе. Групповая выставка «Стены власти: искусственные барьеры по всей Европе» исследует 28 новых границ, разделяющих страны и регионы Европы. 

Филипп Шансель. Datazone #06, ЮАР, Марикана, 2012 © Courtesy of the artist and Melanie Rio Fluency

• Les Rencontres d'Arles, Арль, 1 июля — 22 сентября.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами