Allora & Calzadilla: карибская флора в «Гараже»

Музей современного искусства «Гараж» показывает инсталляцию Allora & Calzadilla (Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья). Тема инсталляции под названием «Привой» — некая воображаемая ситуация, когда в Москве начинается фантомное цветение дерева, которое растет в странах Карибского бассейна — табебуйи золотистой (Tabebuia chrysantha).

Дженнифер Аллора (р.1974) родилась в Филадельфии, Гильермо Кальсадилья (р.1971) — на Кубе. Оба получили высшие художественные образования. Гильермо закончил Escuela de Artes Plásticas в Сан-Хуане, столице Пуэрто-Рико. Арт-дуэт живет и работает здесь, в самом старом городе европейских колонистов в Новом Свете, где смешаны культуры и эпохи, насилие и красота.

Allora & Calzadilla. Пуэрто-риканский свет. 2015. Инсталляция.

«Мы создаем искусство из этого места, где вещи сталкиваются в материальных противостояниях, где безымянные потоки создают резонансные следы и где энергетические выбросы исходят из насыщенных феноменов. Этот архипелаг парадоксов, наблюдательный пункт, с помощью которого мы принимаем и изучаем нашу связь с миром», — говорит Дженнифер.

Allora & Calzadilla. Полуподъем/ Полный подъем. 2010. Двухканальная цветная HD-проекция без звука.

Allora & Calzadilla подходят к визуальному искусству как к серии экспериментов, направленных на изучение таких понятий, как демократия, милитаризм, фашизм, глобализм и общество потребления. Их гибридные работы часто являются смесью жанров: скульптуры, фотографии, перформанса и видео, вызывая комплексные ассоциации. Совершенно особую роль в творчестве художников играет звук.

Allora & Calzadilla. Вознесение хищника. 2012. Видеоинсталляция.
Allora & Calzadilla. Возвращая звук. 2004. Видео.

В работах Allora & Calzadilla отражен большой интерес в современном искусстве к потенциалу произведений, которые настаивают на  необходимости исследования жизни в местах, которые историк Эмили Элайза назвала зонами, «переживающими ощущение темноты», — перед  «пропастью» катастрофы, состоянием, которое требует другой рефлексии, необязательно структурированной обычными антропоцентрическими формами познания.

Allora & Calzadilla. Clamor, 2006. Инсталляций в Kunsthalle Zurich, Цюрих, 2007. Фото: A. Burger
Allora & Calzadilla. Легкая атлетика. 2011. Инсталляция в павильоне США на 54-й Венецианской биеннале.

Цветы табебуйи как бы «привиты» (об этом название выставки в столице РФ) к деревьям в парке Горького и разбросаны по земле. Привой — часть растения (черенок, почка), привитая на другое растение: носитель типичных признаков и свойств своего вида. И, поскольку табебуйия не может существовать в наших широтах, абсурдный момент «графтинга» должен привлечь внимание к изменениям в окружающей среде.

Allora & Calzadilla. Hope Hippo, 2005. Инсталляция на 51-й Венецианской биеннале. Фото: Giorgio Boata.

К примеру, сейчас в Карибском регионе исчезла значительная часть доколумбовой флоры и фауны. Все более частные ураганы, возникающие из-за глобального потепления, приводят к гибели миллионов деревьев.

Allora & Calzadilla. Возвращая звук. 2004. Видео.

Художники создают сильную и жутковатую визуализация экологического кризиса: цветы табебуйи не могут появляться на деревьях другого вида. Они являются образом необратимых изменений окружающей среды, к которым каждый имеет отношение.

Allora & Calzadilla. Цветы табебуйи — эмблема инсталляции «Привой» в Москве. 2019.

• Инсталляция предваряет большую выставку «Грядущий мир: экология как новая политки. 2030 – 2100», которая откроется в Музее «Гараж» 28 июня 2019 года.