Арт-биеннале в Венеции: Тинторетто, Крымов, Нахова и другие

Специальный проект представит ГМИИ им. Пушкина во время Венецианской биеннале современного искусства. Он создан в сотрудничестве со Stella Art Foundation в церкви Сан-Фантин и называется «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». Цель — интерпретация живописи знаменитого венецианского мастера средствами современного медиаискусства.

В качестве мощного инструмента интерпретации выступает иммерсивность: все чувства человека должны быть вовлечены по максимуму. Обещают и живые перформансы, и специально созданные для этой церкви работы, и экскурсии по городу, и даже организацию особого тайного сообщества в виртуальной реальности, очень венецианский, по сути, трюк.

Церковь Сан-Фантин. Расположенная на той же крохотной площади, что и театр Ла Фениче. Она была закрыта более десяти лет, и наконец выступает в качестве нового культурного пространства.

Повод для создания выставки — 500-летие со дня рождения Тинторетто (1518–1594), которое уже год отмечается по всему миру. Кураторами проекта стали Марина Лошак, директор музея, и Ольга Шишко, возглавляющая направление «Пушкинский XXI».  Они подчеркивают революционность творчества Тинторетто, близость его стратегии современным медиахудожникам. Для средневекового художника были важны погружение в пространство, эффект присутствия, виртуозная передача световых нюансов: чудо в его картинах объединяет людей.

Якоро Тинторетто. Тайная вечеря. Ок. 1563–1564.

Подчеркивается, что участники выполнили работы специально для церкви, как раньше и практиковалось художниками. Зрителям предлагается нечто вроде спектакля, или, как предпочитают кураторы, мессы. Чтобы оценить и прочувствовать весь замысел, нужно рассчитывать примерно на час. Определенный порядок осмотра, в котором произведения следуют художественному замыслу одно за другим, раскрывает смысл действия не одномоментно, а последовательно: так же, как служится месса.

Дмитрий Крымов, «Тайная вечеря», 2019. Эскиз к инсталляции.

В алтаре разместится видеоинсталляция «Тайная вечеря» Дмитрия Крымова.  Выбор сюжета был совершенно обоснован: сам Тинторетто обращался к нему больше восьми раз. За основу взята «Тайная вечеря» из церкви Сан-Тровазо, однако действие с помощью кино и перформанса будет перенесено в современность.  Сомневаться в свойствах собственного восприятия будет легче под музыку Кузьмы Бодрова, написавшего несколько произведений для мессы римского папы Бенедикта XVI.

Дмитрий Крымов. Видеоинсталляция для выставки ГМИИ им. А.С.Пушкина «В конце пребывает начало».
Ирина Нахова, Тинторетто. Триптих, 2019.

За «Тайной вечерей» Крымова следует видеоинсталляция Ирины Наховой «Тинторетто. Триптих». Здесь можно поразмышлять над природными катаклизмами и стихиями, и заодно вспомнить раннюю картину Тинторетто «Сотворение животных» (1551) и «Рай» из Дворца дожей. А после насладиться третьей частью работы, размещенной под куполом.

Гэри Хилл, видеоинсталляция «Электрическое воплощение», 2019.

Далее зрителя взбодрит «Электрическое воплощение» пионера американского видеоарта Гэри Хилла (р. 1951). Трехмерные образы в синем электрическим свете будут вторить живописным мотивам венецианского гения. Инсталляцию сопроводит электронная музыка, сравнимая по мощи с органной.   

Фрагмент работы Эмилио Ведовы Tondo '87 - 6, 1987.

Кураторы ведут переговоры о получении для выставки «Происхождения любви» из частной коллекции Якопо Скарпо. Также рядом с Тинторетто расположится живопись итальянского абстракциониста Эмилио Ведовы, главного его последователя в XX веке. Ведова ассоциировал себя с Тинторетто с юных лет и перенимал его понимание пространства, ритм страстей и эмоций. Будет выставлена одна из его поздних работ, Tondo, выражающая закольцованность времени.  • Венеция, Церковь Сан-Фантин, 11 мая – 11 сентября

Теги:
Автор:
Фото:
ГМИИ им. Пушкина