Зигмар Польке (Sigmar Polke): герой венецианского лета

Зигмар Польке (Sigmar Polke): герой венецианского лета

В Палаццо Грасси проходит большая ретроспектива немецкого художника Зигмара Польке (1941–2010). В этом году Палаццо Грасси отмечает десятилетие новой жизни в качестве музейного пространства фонда Франсуа Пино (Francois Pinault Foundation). Да и сам магнат и знаменитый французский коллекционер отметит летом свое 80-летие.

И знатоки, и профаны знают наизусть: Польке — одна из центральных фигур современного искусства, мастер сильно повлиял на сам язык живописи ХХ века. Техника, чем и на чем сделано изображение, чрезвычайно важна для понимания эволюции его эстетики. На выставке представлена живопись, графика, а также фотография, кcерокопирование, фильмы и инсталляции. Есть у Полке полотна с изображениями, сделанными акриловой краской, которые имитируют эффект черно-белой зернистой печати, есть полотна с акриловой живописью, которая похожа на укрупненные старинные гравюры, есть эксперименты с набивными ситцами и байковыми одеялами, а также живописные палимпсессты, в которых картинка проступает сквозь другую. Мощная ретроспектива (90 работ) в обратной хронологии показывает творчество художника с 1960-х по 2010-й год. Художник в течение своей жизни довольно сильно дестабилизировал механизмы восприятия искусства, разрушал жанры и смешивал категории.

З. Польке. Мальчик с зубной щеткой. Гуашь, распылитель, холст. 1964.
 З. Польке. Две пальмы. Набивная ткань, распылитель, 1964.
З. Польке. Картофельный дом. Дерево, гвозди, картофель. 1967/1990
З. Польке. Kathreiners Morgenlatte, Акрил, гуашь, дерево, коллаж на холсте и ткани. 1969–1979.

За что мы любим Зигмара Польке? За то, что он, будучи совсем молодым, еще в 1963 году с Герхардом Рихтером и Конрадом Фишером-Люге придумал «капиталистический реализм» в ответ на соцреализм стран соцлагеря. За эстетские трактовки политических тем. За то, что они с Рихтером вообще сторонились коллективной художественной жизни, держались особняком, но при этом очень въедливо и интенсивно размышляли о границах живописи. Любим Зигмар Польке за легкое сердце, веселье и умение рассказать что-то немного волшебное. Ценим его пытливый взгляд на краску, как таковую, и пигменты. Благодарны ему за последний большой живописный цикл «Осевое время» (2005-2007) — гигантские полотна — диалог с немецким философом Карлом Ясперсом, которыми особенно гордится Франсуа Пино. 

Цикл «Осевое время» в залах Punta della Dogana.

2016 год для памяти художника особенный: будь он жив, ему бы праздновали 75-летие, кроме того, прошло ровно тридцать лет с момента его участия в Венецианской биеннале 1986 года, на которой мастер получил Золотого льва. Не говоря о том, что мастер питал особые чувства к Венеции и никогда не скрывал их.

З. Польке. Алиса в стране чудес. Акрил, пульверизатор, металлизированная краска, набивная ткань, 1972.

Разделы выставки «Политика», «Алхимия», «Венецианская биеннале» и «Осевое время» отлично структурируют наследие мастера. А в кинозале Палаццо Грасси Teatrino показывают 9 фильмов, снятых самим Польке в разные годы.

 З. Польке. Ножницы (Schere), акрил, мика-лак, набивная ткань. 1982.
З. Польке. Conjunctio. Акрил, пигмент мика, лак, смола на набивной такни с орнаментом, 1983.
З. Польке. Парик. Акрил, набивная ткань с орнаментом. 1983.
 З. Польке. Polizeischwein (Полицейская свинья), акрил, холст, 1986.

 Выставка открыта до 6 ноября 2016 года.