Венецианская биеннале 2019: искусство как средство от проклятия

Венецианская биеннале 2019: искусство как средство от проклятия

С 11 мая по 24 ноября в Венеции пройдет Биеннале современного искусства 2019. Ее куратор Ральф Ругофф, директор лондонской Hayward Gallery, выбрал темой китайское изречение May you live in interesting times («чтоб вам жить в интересные времена»), что на русском звучит как «не дай вам бог жить в эпоху перемен».

«Искусство должно помочь в осмыслении и принятии нынешней эпохи неопределенности, когда любой факт может оказаться фальшивым, — говорит Ральф Ругофф, — Нужно остановиться и подумать о происходящем в частной, политической и общественной жизни. Когда один кризис следует за другим, и каждый день приносит новые беспокойства, искусство должно помочь адаптироваться к новой реальности».

Ральф Ругофф, куратор Венецианской биеннале 2019 года.

Арт-биеннале в Венеции 2019 года уже окрестили Biennale Donna. Помогать публике справляться с зыбкостью и изменчивостью современного мира будут прежде всего женщины. Женщины-художники и женщины-кураторы работают над смысловым и визуальным наполнением павильонов Дании, Австралии, Франции, Австрии, Великобритании, Австралии, Нидерландов, Аргентины, Ирландии и других стран.

Гарри Кампианн. Портрет Лор Пруво, 2017.

Францию на Биеннале 2019 представит Лор Пруво, известная мульти-медиа-проектами. За всю историю это третья художница (после Аннет Месажер в 2005 и Софи Калль в 2007), которая выступит в павильоне с сольной выставкой. Этот год для Пруво оказался урожайным: в сентябре в Пале-де-Токио закончилась ее первая большая персональная выставка. Куратор Марта Кирзенбаум отмечает, что художница наиболее ярко отражает динамичное развитие французского современного искусства. 

Рената Бертльман, Richard Soultan Gallery.

В павильоне Австрии выступит известная своими феминистскими высказываниями Рената Бертльман, «классик» современного искусства. Когда-то в своей провокативной работе Pregnant Bride with Collection Bag (1979) она разгуливала в подвенечном платье,  имитируя беременную, и собирала в сумку пожертвования для «реликвии», оказавшейся фаллической скульптурой. Куратор павильона Фелиситас Тун-Гогенштайн отмечает, что выбор Бертльман обусловлен именно ее провокативностью, которая свойственна биеннале в Венеции в целом.  

Кэти Уилкс. Untitled (2012). MoMA PS1. Фото Pablo Enriquez.

В павильоне Британии мы увидим работы художницы из Северной Ирландии Кэти Уилкс под кураторством Зое Уитли. Скорей всего, это будут уже принесшие ей славу меланхоличные скульптуры из нарочито скромных материалов: заплесневелых банок от джема, ситечек для чая, истрепанных листков и т.д. 

Еще одна скульптурная композиция ждет в павильоне Ирландии. Ева Ротшильд и куратор Мэри Кремин обещают создать среду, говорящую о переменах в современном обществе. Можно ожидать впечатляющую композицию: в 2009 году Ротшильд показала в Тейт скульптуру-зигзаг из 26 больших металлических треугольников. 

Анжелики Месити, фото Josh Raymond.

В павильоне Австралии выставят работы Анжелики Месити, известной своими масштабными видео, а также перформансами в составе группы The King Pins. Курировать павильон будет Джулиана Энгберг.

Российский павильон, комиссаром которого и в этот раз будет ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семен Михайловский, представит проект совместно с Государственным  Эрмитажем. 

Швейцарию представляют Полин Бодри и Рената Лоренц. На фото: Opaque, 2014. Marcelle Alix.

Ральф Ругофф подчеркивает, что актуальный акцент в искусстве делается сейчас не столько на самом арт-объекте, а на той дискуссии и общественной реакции, которые разворачиваются вокруг него. 

Исландию представляет Храфнилдор Арнадоттер (Hrafnhildur Arnardóttir)/Shoplifter.

На современных биеннале, в том числе Биеннале Венеция 2019, уже важно не столько то, что показывают, а то, как публика может трансформировать свои впечатления и ощущения от выставки в повседневную реальность. Как сможет использовать этот чувственный опыт в противостоянии потоку повседневных дел.