Каттелан и Gucci: подделки и копии — это прекрасно?!

Каттелан и Gucci: подделки и копии — это прекрасно?!

Музей Yuz в Шанхае показывает резонансный проект The artist is present. Выставку придумали и создали два гения своего дела: художник-провокатор Маурицио Каттелан и креативный директор бренда Gucci — бунтарь Алессандро Микеле.

В проекте The artist is present Каттелан и Микеле провозглашают — оригинальность переоценена. Они позвали тридцать художников, которые в своем искусстве пользуются методом культурной апроприации. Название выставки «В присутствии художника» вторит названию выставки матери перформанса Марины Абрамович (МоМа, 2010), а в качестве локации Каттелан и Микеле выбрали китайский Шанхай — родину подделок люксовых брендов.

The artist is present. Фрагмент экспозиции.

С помощью такой мозаики из заимствований кураторы доказывают, что оригинальность может создаваться за счет интересного копирования. Не обязательно изобретать велосипед, как утверждают они, копия для современного общества не менее ценна, чем оригинал. В подтверждение можно привести слова Платона о том, что подражание составляет основу всякого творчества и искусства.

Капвани Киванга. Pink-blue, 2017. Galerie Jérôme Poggi, Paris / Goodman gallery, Johannesburg and Cape Town / Tanja Wagner gallery, Berlin
 The artist is present. Фрагмент экспозиции.
Йоз Кляйн (Josh Kline). Shrugging it off, Sighs of the Times, 2017.  Дайна и Лиза Голберг. Comfort Food, 2017. Stuart Shave/Modern Art, London.

Тут вы встретите сумочку Gucci, сделанную из лего, и туалет, который выглядит ровно так, как туалет Европейского Союза в Брюсселе, газету под названием New Work Times со всяческими фейковыми новостями.

Power Toilets. Council of the European Union, 2018. Создано в сотрудничестве с NEZU AYMO architects, by Superflex.

Всего шестнадцать комнат. В качестве рекламной кампании проекта Gucci разместили муралы с портретом Марины Абрамович в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Гонконге со своим логотипом и названием выставки —  конечно, Марина отношения к этому никакого не имеет. «Копирование подобно богохульству: что-то может показаться неуважительным к Богу, но в то же время оно является ярким признанием его существования», — говорит Каттелан.

Реклама выставки с портретом Абрамович.
Райнар Кьяртанссон (Ragnar Kjartansson) My great, great, grandmother’s song (for China), 2018 . Йан Пей-Минг (Yan Pei-Ming). Empress Dowager Cixi, 2018, ADAGP, Paris, 2018. Massimo De Carlo, Milan/London/Hong Kong

Ну и, конечно, сам Каттелан-художник не смог остаться в стороне — он взял и сделал уменьшенную копию Сикстинской Капеллы — все как надо, с репликами Микеланджело.

Маурицио Каттелан, Untitled, 2018.
The artist is present. Фрагмент экспозиции.
The artist is present. Фрагмент экспозиции.

В поддержку бунтарей от дизайна и искусства выступают такие звезды как Вим Дельвуа со своей «Клоакой», воспроизводящей пищеварительный процесс человека, Сюй Чжэнь, воссоздавший однажды огромную статую Будды, на которого проецируются античные скульптуры. Мики Роттенберг с видео-артом про искусственное выращивание речного жемчуга в Китае и художник Джон Армледер, который принимал активное участие в движении Fluxus, чье произведение воспроизводит сад Романа Ондаката 2009 года.

• Шанхайский музей современного искусства Yuz, выставка The artist is present, до 16 декабря.