Хильма аф Клинт: первый абстрактный художник

Хильма аф Клинт: первый абстрактный художник

Хильму аф Клинт называют пионером абстрактного искусства. Интерес к ней в наши дни — не только как к художнику-мистику, но и как к одной из первых женщин, самостоятельно определивших и профессию, и образ жизни. К тому же Хильма аф Клинт — шведка, дипломированный живописец северной школы, мастер сдержанной палитры, что придает ее картинам сегодня особый шарм.

Хильма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862–1944) начала создавать радикально абстрактные картины в 1906 году, задолго до того, как Василий Кандинский, Казимир Малевич или Пит Мондриан сделали аналогичные шаги, чтобы избавиться от произведений репрезентативного содержания. Клинт не публиковала манифестов, а свои новаторские картины показывала только в частных кругах.

Хильма аф Клинт. Group IV, The Ten Largest, No. 3, Adulthood, 1907. Фото Albin Dahlström, Moderna Museet, Stockholm

Родившаяся в Стокгольме Хильма аф Клинт начала свою художественную карьеру как живописец — в жанре портрета и пейзажа. Однако или под влиянием научных открытий, или модных увлечений мистицизмом Клинт вскоре стала стремиться выразить понятия, выходящие за рамки того, что можно увидеть человеческим глазом.

Хильма аф Клинт. Group IV, The Ten Largest, No. 3, Youth, 1907. Фото Albin Dahlström, Moderna Museet, Stockholm

В период учебы в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме Хильма познакомилась с Анной Кассель. К ним присоединились еще три единомышленницы, которые составили группу «Пять» (De Fem). По пятницам дамы читали Новый Завет, медитировали и проводили спиритические сеансы, аккуратно фиксируя все «контакты с духами».

Хильма аф Клинт. Group IV, The Ten Largest, No. 2, Childhood, 1907 • Group IV, The Ten Largest, No. 9, Old Age, 1907. Фото Albin Dahlström, Moderna Museet, Stockholm

Бурные моря и таинственные огни, — Хильма утверждала, что ее рукой водят духи и призраки, а она отключает разум, рисуя абстрактные круги и овалы. Позднее ее метод назвали «автоматическим» рисунком, его широко использовали в своих работах сюрреалисты.

Хильма аф Клинт. Series VIII. Picture of the Starting Point. March 1920. 50x30 см. Фото The Hilma Af Klint Foundation, Стокгольм.

Хильма аф Клинт была финансово независимой и незамужней. После смерти матери в 1920 году она переехала в Хельсинки и стала жить вместе с бывшей сиделкой матери Томасин Андерсон. Женщины много времени проводили в Швейцарии. В 1908 году Клинт познакомилась с известным швейцарским теософом Рудольфом Штайнером и поддерживала с ним отношения всю жизнь.

Хильма аф Клинт. Неизвестный фотограф, около 1900.
Хильма аф Клинт. No. 2a, The Current Standpoint of the Mahatmas (Nr 2a, Mahatmernas nuvarande ståndpunkt), 1920. Фото The Hilma Af Klint Foundation, Стокгольм.

Умерла Клинт в 82 года после автомобильной аварии, оставив 150 тетрадей, в которые записывала свои мысли. Согласно ее завещанию работы и записи можно было обнародовать только после 20 лет со дня ее смерти. Картины Хильмы были впервые открыты для всеобщего обозрения лишь в конце 1960-х.

Hilma af Klint: Paintings for the Future, первая крупная персональная выставка в США, посвященная Хильме аф Клинт, проходит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Кажется, что Клинт, уставшая от своих непонимающих современников, настраивалась на более духовно настроенную будущую аудиторию. Может, это мы? Что-то в ее работах резонирует с беспокойным поиском настроения в современной культуре, враждебного старым идеям.

Hilma af Klint: Paintings for the Future, первая крупная персональная выставка в США, посвященная Хильме аф Клинт, проходит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. До 23 апреля 2019.