Сокровища и вызовы арт-ярмарки TEFAF

Сокровища и вызовы арт-ярмарки TEFAF

В самом южном городе Голландии Маастрихте открывается ярмарка искусства TEFAF. Амбициозная, богатая, требующая колоссальных усилий со стороны галеристов и организаторов, но, по уровню представленных работ, абсолютно недосягаемая для конкурентов. В этом году TEFAF объявил важнейшую новость. Ярмарка начинает экспансию в США. Осенью 2016 и весной 2017 года Нью-Йорк  под брендом TEFAF на площадке Park Avenue Armaory будет принимать лучшие галереи Старого и Нового света.  

Начиналось мероприятие, как скромная выставка десятка европейских дилеров, специализирующихся на старых мастерах. С годами к главной теме присоединялись новые периоды и направления, разнообразились техники, расширялась география, так появилась живопись XIX  века, потом декоративно-прикладное искусство, античность, искусство ХХ века, относительно недавно образовались разделы, посвященные дизайну и графике. 

Место проведения, выставочный центр МЕСС (Maastricht Ehibition and Congress Center) — современное здание, отлично оборудованное под проведение разного рода ярмарок, но в период проведения TEFAF организаторы умеют преобразить нейтральное пространство в роскошный город (по традиции все оси, по которым расположены стенды, названы в честь улиц Парижа, Нью-Йорка, Лондона, а все пересечения в честь знаменитых площадей). Голландцы верят в силу цветов, потому щедро наполняют  входную зону и проходы тюльпанами, анемонами, орхидеями или фрезией.

«Лучшие из лучших» готовятся к ежегодному смотру как празднику и профессиональному состязанию. В 2016-м сразу несколько галерей показывают итоги кропотливого многолетнего труда. Bernard de Grunne Tribal Fine Arts потратила четыре года, собрав коллекцию музейного уровня из 18 сидящих фигурок с Берега Слоновой Кости. Галерея Helga Matzke представляет 12 Королевских подсвечников, сделанных в XVIII веке мастерами Берлина и Потсдама. Невероятную коллекцию рисунков Рене Магритта (1898–1967) показывает William Weston Gallery (проданная впервые этой же галереей в 70-х годах, она вернулась к верным своему делу продавцам). Коллекцию такого уровня  собрать с нуля практически невозможно.

Д. Тенирс Младший. Ванитас. Аллегория лихоимства. Холст, масло. Fergus Hall.

Как обычно, одни из самых сильных на TEFAF — продавцы живописи от Ренессанса до шедевров XIX века. Полотно П-О. Ренуара (1841–1919) «На водах», 1885, которое эксперты относят к первым опытам мастера на пленере, — гордость лондонской галереи Dickinson. Среди хитов стенда галереи Colnaghi — натюрморт с цветами в вазе и ящерицей, жуком-рогачом и насекомыми в нише с обманкой в виде позолоченной рамы, 1615, работа Руланта Саверея (1576-1639).  На стенде Mehringer & Benappi показывают жемчужину— живописную работу художника Риччарелли (Д. да Вольтерра, 1509–1566). На его Богоматерь с младенцем Христом, младенцем Иоанном Крестителем и Св. Варварой уже идут смотреть гости TEFAF, потому да Вольтерра известен, прежде всего, как мастер монументальных фресок.  

Д. Риччарелли (Д. да Вольтерра). Богоматерь с младенцем Христом, младенцем Иоанном Крестителем и Св. Варварой. Benappi.

В этому году интересным выглядит проект TEFAF Curated, дополняющий раздел искусства XX века. Цель этой экспозиции — создать эффектный диалог между произведениями современных художников и старым искусством. Куратор, искусствовед из Амстердама, Марк Кремер сделал экспозицию-оммаж Йозефу Бойсу (1921–1986), которая называется «Покажи свою рану». Семь работ художников из семи галерей собраны как ответ на знаменитую скульптуру Бойса Ziege Deine Wunde, показанную в подземном переходе в Мюнхене в 1976 году. 

TEFAF продолжает развивать раздел, посвященный дизайну. Американская галерея Demisch Danant традиционно во главу угла ставит персоналии. В этом году Сьюзанн Демиш привезла несколько вещей Мишеля Бойера, в том числе стол из полированной стали и ореха, 1970, спроектированный по заказу Эли де Ротшильд. Берлинский галерист Ульрих Фидлера в настоящий момент увлечен творчеством шведского архитектора, строителя берлинского метро Альфреда Гренандера (1863–1931). В Маастрихт Фидлер привез несколько его предметов, включая мебель для виллы Трангваллен (1906-07) в шведском городке Фальстербо.

В. Гисланди, Фра Галарио. Мальчик в тюрбане, ок. 1720-1730, Galeria Canesso.
Я. Maйр. Часы в форме табернакля. Черепаховый панцирь. рубины, позолота. Германия, Germany, ок. 1700, Mentink & Roest.
JЯ. Maйр. Часы в форме табернакля. Черепаховый панцирь. рубины, позолота. Германия, ок.1700, Mentink & Roest.
С. Фрэнсис. Untitled, акрил, бумага, 1989. Gallery Delaive.
А. ван де Вельде. Настольная лампа для доктора Клекса. Латунь. 1897. Yves Macaux.
Г. Рейн. Grace, new style. Акрил, холст, 2015. Smith Davidson Gallery.
Голово жреца или божества. Алабастр, лапис лазули, известняк. Шумер. 2550-2250 до н.э. Harmakhis Galerie.
Шарль-Эдмон До. Розина. Холст, масло. The Maas Gallery Ltd.

На ярмарке не только продают и покупают, но и анализируют тенденции арт-рынка. Каждый год именно в Маастрихте представляется ежегодный отчет TEFAF Art Market Report, в котором зафиксированы все взлеты и падения цен по направлениям и странам. Например, уже ясно, что годовой оборот продаж снизился на  7% с 68.2 до 63.8 млрд. долл. Зато рынок послевоенного искусства  чувствует себя неплохо.

Ярмарка TEFAF продлится до 20 марта. Самое интересное, итоги продаж — впереди.