Русские в Венеции: 57 Биеннале современного искусства

Русские в Венеции: 57 Биеннале современного искусства

В Венеции открывается 57 Биеннале современного искусства. Ключевым фактом национального участия в смотре является экспозиция, развернутая в павильоне России в садах Джардини.

Thetrum Orbis — сложносочиненная конструкция, в которой участвуют три художника и впервые в истории русских проектов приглашены композиторы. Владимир Курляндский, Петр Айду и Константин Кашуро-Дудаков создали звуковое сопровождение проекта. Музыка будет звучать не только в самом павильоне, но и в садах: гостей ждет перформанс Дмитрия Курляндского Commedia delle arti.

Название проекту дал знаменитый атлас Theatrum Orbis Terrarum, более известный как Theatrum Orbis, опубликованный в 1570 году в Антверпене Абрахамом Ортелиусом. В нем был обобщен картографической опыт, описывающий мир, возникший в культурном и социальном восприятии после эпохи больших географических открытий. Пространство, торговля товарами и информацией были представлены словом «театр», которое в этом веке перестает означать просто сцену и становится органической структурой, в которой сталкиваются глубокие эмоции, знаковые драмы, древние и современные знания. Коммисаром российского павильона выступил Семен Михайловский, куратором проекта — Екатерина Толстая.

Григорий Брускин Маститый художник (р. 1945), давно живет в США, обладатель многих наград и герой аукционных продаж. Он представил первую часть проекта Theatrum Orbis — «Смена декораций». На сцене магического театра представлен мир, где сталкиваются различные эпохи, архаика и современность. Художник трактовал темы растущей агрессии, террора, иррациональной жизни масс. 

Recycle Group Андрей Блохин (р. 1987) и Георгий Кузнецов (р. 1985), художники с международным реноме и уже признанные в Венеции, создали вторую часть проекта Theatrum Orbis. Их Blocked Content — абсурдистская модель искусственного интеллекта, который выступает в качестве компетентного эксперта этических норм в области виртуальной реальности и социальных сетей.

Александра Пирогова Видеоинсталляция «Сад» московской художницы, выпускницы физфака МГУ и школы Родченко, — третья часть проекта. Ее видео выводит всю драму к свету. История жизни и смерти переходит в понятие света и тьмы, где нет их противопоставления: темнота — лишь недостаток света, обладающий потенциалом быть освещенным. 

ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ АДРЕСА

Пространство. Сила, Конструкция. Палаццо делле Дзаттере. Выставка подготовлена V-A-C Foundation совместно с Чикагским институтом искусств и приурочена к 100-летию Октябрьской революции. В экспозиции произведения советских художников 1920-х — начала 30-х годов и работы современников, вдохновленные шедеврами русского авангарда.

Человек как птица. Образы путешествий. Палаццо Соранцо ван Аксель. Проект, представленный ГМИИ имени А.С. Пушкина. Работы 14 российских и зарубежных художников: звуковые и световые инсталляции, видео, фото и объекты.

Объект № 1. Набережная Дзаттере. С помощью новых технологий на набережной Дзаттере в «Черном квадрате» Малевича появится саркофаг В.И. Ленина. Проект лондонской галереи Glad и испанской компании.

Основной проект биеннале. Арсенал. Куратор Кристин Масель выбрала 120 художников, в том числе трех российских — Ирину Корину, Таус Махачеву и Вадима Фишкина.