Зинаида Серебрякова в Третьяковке

Зинаида Серебрякова в Третьяковке

В Третьяковской галерее открылась выставка Зинаиды Серебряковой, одной из самых любимых отечественной публикой женщин-художников.

Наиболее полная за последние 30 лет монографическая выставка занимает сразу два этажа Инженерного корпуса. Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), происходит из творческой династии Бенуа — Лансере. В семье все занимались творчеством, отец был скульптором, мать – художником-графиком. Она училась живописи в школе Марии Тенишевой, в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Серебрякова стала одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи. Это было в 1917 году, но получить это высокое звание помешала революция.

«За завтраком». 1914 г. Холст, масло.

Серебрякова работала в разных жанрах, писала и натюрморты, и пейзажи, но наибольший успех ей принесли портреты. Художница создавала исполненные обаяния женские и детские образы, стилистически близкие к неоакадемическому направлению. В 1910 году полотно «За туалетом. Автопортрет» (1909) приобрела Третьяковка, и оно вошло в экспозицию музея.

В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Волею фантазии художницы Япония и Индия, Турция и Сиам воплотились здесь в образах прекрасных женщин. Предреволюционные годы – время расцвета живописного таланта Серебряковой. В этот период она создает картины, воспевающие русскую деревню, родную природу и труд простых крестьян – «Крестьяне» (1914), «Жатва» (1915), «Спящая крестьянка» (1917), «Беление холста» (1917).

«Беление холста». 1917 г. Холст, масло.

Выставка включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, а также марокканская серия. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения.

Открытием для публики станут пейзажи художницы, которая тонко чувствовала природу и, с присущей ей изысканностью, воплощала в работах свои наблюдения. На выставке собраны пейзажи родового имения Нескучное, натурные зарисовки из Крыма и Царского Села. Экспозиция раскрывает и новые грани парижского периода художницы. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Выставка будет работать до 30 июля 2017 года.