Еврейский музей требует русский авангард

Еврейский музей требует русский авангард

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть II».

Русским авангардом в течение всего ХХ века интересовался просвященный Запад.  Переворот 1917 года и последовавший за ним небывалый по масштабу проект переустройства жизни обеспечили русскому авангарду место в истории мирового искусства ХХ века. Любой студент-архитектор, никогда не бывавший в России, ориентируется в архитектонах, супремах и проунах как рыба в воде. В России и сам феномен, и наследние мастеров до сих пор не стали достоянием широкой публики и в общем не оценены как выдающееся культурное достояние нации. Однако художественный материал после долгих лет забвения исследуется, уточняются атрибуции, прослеживаются взаимные влияния художников, произведения находятся, документы архивируются.

Наследие русского авангарда рассредоточено по всей стране. Об этом свидетельствует уникальный проект «До востребования», реализованный Еврейским музеем совместно с «Энциклопедией русского авангарда». Куратором грандиозной экспозиции выступает историк искусства, редкий знаток периода, Андрей Дмитриевич Сарабьянов. В экспозиции представлены произведения из собраний музеев 17 российских городов: Архангельска, Астрахани, Вятки, Екатеринбурга, Иванова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Смоленска, Тулы, Чебоксар, Ярославля, Яранска. Главная идея выставки — показать забытые произведения известных, малоизвестных или совсем неизвестных художников. 

Год назад в Еврейском музее с большим успехом прошла первая выставка проекта «До востребования», посвященная периоду 1910-х годов. Хронология второй  выставки охватывает период с 1917 года до начала 1930-х годов. В это время продолжается художественная эволюция тех стилей, которые возникли в 1910-е годы (сезаннизм, кубофутуризм, примитивизм) и одновременно формируются новые направления, такие, как беспредметность и конструктивизм.

В центре внимания — поколение учеников. Прежде всего, это работы молодых художников, учившихся во Вхутемасе у мастеров-живописцев, членов объединения «Бубновый валет». Работы учеников школы Казимира Малевича в Витебске, учеников Михаила Матюшина в Петрограде-Ленинграде. А также творчество молодых людей, которых наставлял и воспитывал Александр Родченко.

Всего на выставке представлено более 100 произведений как культовых фигур авангардистов — Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Павла Филонова, — так и малоизвестных авторов — Михаила Менькова, Якова Паина, Романа Семашкевича, Людмилы Шмит-Рыжовой, Валентина Юстицкого и других.

Выставка «До востребования» открыта до 10 июня  2017 года.