Ян Фабр (Jan Fabrе): воин красоты впервые в России

Ян Фабр (Jan Fabrе): воин красоты впервые в России

22 октября в Новом штабе Эрмитажа (Санкт-Петербург) открывается первая в России выставка художника Яна Фабра (Jan Fabrе). Скульптор, живописец, график, сценограф Ян Фабр (р. 1958) — один из самых универсальных мастеров. К своей карьере в мире современного искусства он добавил громкие театральные премьеры, зарекомендовав себя как режиссер оперы и балета, постановщик и даже хореограф. В качестве техники Фабр использовал собственную кровь (проект «Мое тело, моя кровь, мой пейзаж», 1978) и синие чернила знаменитой шариковой ручки Bic. Он писал картины пеплом сожженных денег, кровью и спермой, устраивал чемпионат по мастурбации (постановка «Оргия толерантности»), ставил золотые памятники-автопортреты и иронизировал над каноническими религиозными сюжетами. Финансовыми и артистическими делами Фабра, под его бдительным художественным руководством, управляют две фирмы Troubleyn и Angelos.

«Во-первых, я — из Антверпена, во-вторых, бельгиец, в-третьих, с культурной точки зрения, я — фламандец».

Бельгийцы называют Фабра национальным достоянием, сравнивая его популярность с Вимом Дельвуа, Джеймсом Энсором и Рене Магриттом. Сам же художник подчеркивает принадлежность к Фландрии и считает себя скромным последователем знаменитых фламандцев – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 2004 г. этот известный бунтарь и провокатор стал гранд-кавалером ордена бельгийской короны, а в 2007 г. — командором ордена Леопольда II. Cкульптура Фабра «Человек несущий крест» находится в соборе Антверпенской Богоматери – она стала первым произведением современного искусства, заказанным бельгийской церковью. Художник также выполнял работы для членов королевской династии Бельгии, одна из них, «Небеса восторга», была сделана для королевы Паолы в 2002 году — Фабр выложил потолок одного из залов Королевского дворца в Брюсселе полутора миллионами панцирями тайских жуков, создав аллюзию на работы Микеланджело.

«Тело — это оболочка. У него нет ничего внутри, но оно полно воспоминаний». 

Фабр учился в Муниципальном институте декоративных искусств и в Королевской Академии изящных искусств. Начиная с 1980-х, стал активно заниматься театром и балетными постановками. «Это театр как ожидали и как предвидели» (1982) принесла режиссеру мировую славу. Спустя два года успех подтвердила пьеса, написанная специально для Венецианской биенале. В 2016 году Фабр поставил 24-часовой спектакль-марафон — «Восхождение на Олимп», гигантское путешествие по древнегреческим мифам и трагедиям из 15 частей. 27 актеров показывают со спортивным азартом сцены о сексе и насилии: в Древней Греции Фабра, колыбели европейской цивилизации, человек безумен, а его плоть и разум одолевают разрушительные страсти.

Внук знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора книги «Жизнь насекомых», Ян Фабр посчитал своим долгом предложить зрителю не только высказывания на тему человеческого тела и смерти, но и тему насекомых. Панцири жуков, скелеты, рога, чучела — вот далеко не полный список материалов, с которыми работает художник.  «Я соединяю этнические принципы с эстетическими ценностями», —  говорит мастер. Любимый жанр Фабра — автопортрет. Всего он сконструировал 36 бюстов со всевозможными рогами и ослиными ушами, выполненными в классической технике бронзовой отливки. 

Выставка в Эрмитаже (22.10. 2016 — 9.04. 2017) с романтическим названием «Рыцарь отчаяния – воин красоты» включает в себя более 200 экспонатов, а также новые работы, созданные Фабром специально для Санкт-Петербурга. Одним из главных элементов станет двадцатиминутный фильм-перформанс «Любовь — это высшая сила»: одетый в настоящие рыцарские доспехи художник перемещается по галерее фламандской живописи и целует встречающиеся на пути музейные предметы, рамы, картины...

«Я никогда не думаю о том, чтобы провоцировать людей, когда работаю над чем-либо. Все тридцать лет своей карьеры единственное, что я делаю, — это создаю искусство о неизбежных и удивительных вещах. Конечно, иногда случается невольно провоцировать зрителей, когда они не понимают суть моей работы. В этом смысле провокация имеет как негативное, так и положительное значение, — это пробуждение разума. Моя задача как художника — пробуждать мышление зрителей».