Барбара Браун: модный принт 1970-х

Барбара Браун: модный принт 1970-х

Имя британского дизайнера Барбара Браун (Barbara Brown, р. 1932) неразрывно связано с 1960–1970-ми годами. В каждом модном интерьере можно было увидеть мебель в ее обивках, а ее посуда с ее принтами украшала столовые нового поколения. Сейчас, вместе с модой на 1970-е интерес к ее творчеству возвращается.


По теме: Виктор Вазарели: уникальна идея, а не объект

В 1953 году она поступает в Королевский колледж искусств (RCA). Ее юность и начало карьеры совпали с революционными переменами в обществе. Шестидесятые годы были чрезвычайно динамичным временем: и в RCA Барбара Барун ищет новые способы изменить дизайн поверхности, отражая общее настроение эпохи. После буржуазной сдержанности и интереса к органическим текучим формам, дизайнеры обращаются к крупным, красочным и смелым графическим паттернам.

В дизайне 60-х было несколько главных тем, тесно переплетенных с темами искусства. Одна из таких тенденций выросла из живописных экспериментов Бриджит Райли и Виктора Вазарели. Эти выдающиеся художники работали в плоских цветах и ​​с ограниченными формами: главной темой исследования для них было то, как глаз реагирует на оптические фокусы. Благодаря искажению они превращали плоские поверхности в области, которые, казалось, двигались и деформировались. Дизайн поверхностей в стиле оп-арт был бескомпромиссно смелым: в нем часто использовались контрасты, а также яркие, насыщенные цвета: ярко-розовый, красный и ультрамарин.

Ткань Decor, 1967, Heal’s Fabrics

Барбара Браун глубоко восприняла эти перемены. Уже ее ученические работы демонстрировали мощную энергию цвета. И, согласно архиву дизайна Брайтонского университета, «перед тем как покинуть RCA, Браун продала свою первую ткань компании Heal’s Fabrics. Первый эскиз Браун был заказан директором этой компании Томом Уортингтоном в 1958 году. Впоследствии Браун сотрудничала с этим производителем качественных тканей на протяжении двух десятилетий. В 1960-70-х годах она разработала множество рисунков для Heal’s Fabrics. Она работала в компании «без контракта на эксклюзивной основе», как пишут ее биографы. В брошюре 1967 года, посвященной ее текстильным шедеврам, Браун так и называли «золотая девушка Heal’s Fabrics».

Одна из самых популярных обивочный тканей, разработанных Барбарой Браун: Frequency, 1969, Heal's Fabrics

Ее образцы получали многочисленные награды — ткань Complex получила премию CoID в 1968 году, а Spiral и Automation, две ткани с набивным рисунком для Heal's, получили две медали CoID в 1970 году. Браун также выступала консультантом для других фирм в Европе и США. В 1964 году она создала модель Focus для керамики по дизайну Дэвида Квинсберри для WR Midwinter Ltd.

Ткань Expansion, 1966, Heal’s Fabrics
Ткань Intermesh, 1970, Heal’s Fabrics.
Ткань Crescendo, 1973, Heal's Fabrics
Ткань Crescendo, 1973, Heal's Fabrics

Ткань Interspace, 1975

Большая часть работы Брауна разделяет общие черты с оптическими методами, которые исследовались в изобразительном искусстве в 1960-х годах: об этом говорят и рисунки, и названия — Gyration («круговое движение»), Frequency («частота»). Так, рисунок Crescendo черпает вдохновение из нескольких источников. Изогнутые, s-образные линии рисунка Браун отсылают к ogee, архитектурной форме, сочетающей вогнутую и выпуклую дугу. Термин также связан с математикой, означая точку перегиба, о которой можно много раз увидеть в Crescendo. Кроме того, можно установить связь между текстилем Брауна и работами художников поп-арта, к примеру, Роя Лихтенштейна. Использование Лихтенштейном точек «Бен-Дэй» придало его работам вид комиксов или газетной печати. Группировки Crescendo из равномерно расположенных кругов имитируют точки «Бен-Дея», обозначая градацию от преимущественно белых до преимущественно черных областей.

Ткань Complex, получившая CoID Award в 1968
Ткань Spiral, получившая CoID Award в 1970
Ткань Spiral, получившая CoID Award в 1970
Ткань Spiral, получившая CoID Award в 1970

Браун, говоря о своих коллекциях (в частности, Lawson Park) настаивает, что «она никогда сознательно не проектирует в трендах текущей моды или нуждах коммерческого рынка, но работает больше как художник. В большинстве проектов, имеющих характерное трехмерное качество, рисунок развивается в течение определенного периода времени».

Интерес к творчеству Браун в последние годы сильно вырос. Выставка в галерее Whitworth в Манчестере в 2018 году стала первой крупной персональной выставкой ее работ в Великобритании. Ее текстиль представлен во многих крупных музеях дизайна — в том числе V&A и MoMA.

Cервиз Midwinter

Сахарница из сервиза Midwinter 

Выставка тканей Барбары Браун в Whitworth Gallery, Манчестер, 2018

Frequency, 1969, Heal's Fabrics

Делимся прекрасным в Instagram