Чешский дизайнер Боржек Шипек: мировая звезда постмодерна

Боржек Шипек (Bořek Šípek, 14.06.1949 – 13.02.2016), чешский архитектор и дизайнер — одна из ключевых фигур постмодерна, чей подход к дизайну оказался уникальным благодаря особому акценту на ремесло и историю. Он прославился своей яркой стеклянной посудой и мебелью и сыграл ключевую роль в спасении чешской стекольной промышленности.


По теме: Незабываемые 80-е и группа Memphis. Они собрались в декабре...

Метод Шипека, такой же оригинальный и личный, как и у Филиппа Старка, позволил ему создать особое узнаваемое направление, которое иногда называют «необарокко», но чаще мэтра называли «мировой звездой постмодерна». Шипек не любил называть себя чешским дизайнером. Он работал по всему миру — от Амстердама и Милана до Шанхая.

В непростой период перехода от коммунизма к капитализму после «бархатной революции», он сумел сохранить чешскую стекольную традицию: он был одним из инициатором строительства стекольного завода Ajeto. Это место стало символом творчества, где лучшие мастера создавали самые сложные и выдающиеся произведения того времени. 

Вешалка для одежды Acate, Driade

«Мой отчим Рене Рубичек, всемирно известный художник по стеклу, пробудил во мне любовь к рисованию, когда мне было пятнадцать лет. Каждый день я наблюдал, как Рене работал со стеклом, рисовал эскизы и проектировал. Он был очень добрым, и обращался со мной так, как будто я был его собственным сыном, и помогал мне найти себя. Он также записал меня на курсы рисования, где я изучал основы рисунка».

Плетеное кресло Prorok, Driade 

Позже Шипек закончил курсы краснодеревщиков, после чего решил, что его больше интересует архитектура. «Я всю жизнь предпочитал архитектуру дизайну — и то сильное чувство, которое возникает от попытки понять нужды людей и разговора с ними, сражаться на их стороне и быть в постоянном контакте. Для меня архитектура — это создание пространства. Она обладает способностью положительно воздействовать на людей: собственно, это и интересует меня больше всего. Я бы сказал, что по силе этого мощного воздействия архитектура впереди всех остальных видов искусств».

Светильники Norma, Driade
Ваза Escaramujo

Получать архитектурное образование он отправился в Гамбург, а позже он уехал обучаться философии в Штутгарте. Однако парадоксальным образом жизнь Шипека показала, что он был по своей природе гораздо был более талантливым предметным дизайнером, чем архитектором. Несмотря на то, что некоторые его проекты для частных клиентов (к примеру, дом для его сестры в Штутгарте) получили архитектурную премию, большинство из его проектов так и остались на бумаге — от частных вилл до государственных музеев. К примеру, Шипек в 1994 году разработал план расширения знаменитого исторического музея Den Bosch в Нидерландах, однако он так и не был реализован, а в 2002 году был построен новый музей в другой части города. В 2000 году был создан проект отеля Marceau в Париже, который также не был осуществлен. В 1996 году Шипек участвовал с проектом на здание театра Luxor в Роттердаме, но не стал победителем. А оперный театр в Бейруте так и остался только макетом.

Серебряный подсвечник Simon, Driade, 1989

После нескольких лет укорениться в Германии он понял, что его стремление к выразительности оказываются слишком эмоциональными для этой страны, и решает переехать в Нидерланды, где его ждал успех. Шипек любил повторять: «Если вы не можете начинать снова и снова, в конечном итоге вы погрязнете в рутине. Мне же нравится, когда я ничем не ограничен — ни физическими границами, ни идеологическими. Единственные ограничения, которые я приветствую и которые стимулируют меня, находятся в рамках каждого объекта. Я одновременно подчиняюсь им и выхожу за них, если это требуется. Этот опыт я вынес из своих первых эмиграций».

Стулья Jansky, Driade

Дальнейшая жизнь Шипека (почти 15 лет) оказалась тесно связана с Нидерландами. В 1982 году он открыл в Амстердаме собственную студию. В это время он много экспериментировал со стеклом, и его работы оказались настолько оригинальны, что их заметили на международном рынке. В 1985 году произошла встреча Шипека с одним из основателей итальянской компании Driade, Энрико Астори, который сразу же пришел в восторг от произведений эмоционального чеха и пригласил его разрабатывать небольшие тиражи для своей компании.

Чайник Swann, Driade, 1990-t годы

С этого момента Шипек стал бывать в Италии едва ли не чаще, чем в Нидерландах. Сотрудничество с Driade стало решающим в карьере Шипека: здесь он стал одним из главных дизайнеров бренда вместе с Филиппом Старком, Оскаром Тускетсом и Антонией Астори. Он прочно вошел в дизайнерские круги Милана, где его приглашали к сотрудничеству Alessi, Cleto Murani, Sawaya & Moroni, Wittmann и швейцарский бренд Vitra. Любопытно, что вещи Шипек предпочитал делать прямо на фабриках, поскольку его эскизы не передавали экспрессии, свойственной его стилю.

Подсвечник Kubela I
Стул Ota Otanek, Vitra, 1988

Подставка из дерева, 1990-е годы

«У меня не было много времени для рисования ни в юности, ни в зрелом возрасте, однако мне всегда это нравилось. Я делал графические плакаты для новых выставок, коллекций стекла, дизайнерских рисунков для отдельных предметов мебели и, конечно, наброски идей для новых вещей, над которыми я сейчас работаю. Большую часть графики я создал во время моего долгосрочного сотрудничества со Steltman Galleries в Амстердаме».

Фетровое кресло Filzka Bohemia, 1999
Барный стул Savarin

По обилию работа из стекла может создаться впечатление, что это был любимый материал мастера, однако Шипек естественно чувствовал природу любого материала. И хотя исторически он умел работать с выдувным стеклом лучше всего, он мог легко перейти к дереву или металлу, если нужный ему эффект был недостижим в технике стекла. Возможно, виртуозное обращение со всеми материалами подтолкнуло его к их «постмодернистскому» парадоксальному совмещению: в одном предмете у него встречается множество различных материалов: металл, кожа, дерево, ткань, стекло.

Козетка Prosim, Driade

В конце 1980-х годов Шипек предпринимает путешествие в Азию, где знакомится с техникой японского полихромного лака: он создает нетипичную для себя коллекцию Urushi Arai, где его обычные приемы для стекла воплощаются в дереве. В 1990-е годы, когда он уже стал именитым дизайнером, ему удается получить несколько архитектурных заказов: галвным образом это муниципальное жилье в Нидерландах, а позже он проектирует отели и шоу-румы в Японии. В то же время Шипек вместе с Петром Новотным основал стекольную фабрику Ajeto в Чехии, чтобы поддержать традиции богемского стеклодувного ремесла. С тех пор он стал чаще бывать на родине, а в последние годы своей жизни проводил там больше времени, чем за рубежом.

Обеденный стол Tabule, 1990-е годы

Шипек утверждал: «Я никогда не занимался промышленным дизайном в его «массовом» понимании. Я предпочитаю создавать нечто эмоциональное для людей, а не пытаться положить что-то в красивую упаковку. Телефоны, телевизоры или видеомагнитофоны — это всего лишь коробки, но я не понимаю, как упаковать функцию в какую-то форму. Я пытаюсь найти путь к «функционализму», который можно почувствовать индивидуально. Для меня функция — всего лишь начало, а не конечная цель».

Деревянная ваза из серии Urushi Arai 

Ведерко для шампанского, Cleto Munari

Люстра Galaxy Luminia, Lasvit

Концентрация красоты у нас в Pinterest