100 лет дизайна: стул Superleggera Джо Понти

 стул Superleggera история дизайна фото

Стул Superleggera (или модель 699) — вероятно, самый известный предмет из всего огромного наследия Джо Понти. Его экземпляры хранятся в важнейших мировых коллекциях дизайна: в музее V&A в Лондоне, музее Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, MAAS в Сиднее, Триеннале в Милане.


По теме: Джо Понти: девять принципов архитектора

Стул Superleggera не редкость (он был в массовом производстве с 1957 года и производится до сих пор), но он важен в истории дизайна и его коллекционная ценность велика. Cтул известен, во-первых, своей рекордной легкостью. Он весит всего 1,7 кг и при этом достаточно прочен, чтобы выдерживать вес взрослого человека. Во-вторых, технология его производства — новый этап в развитии итальянской мебельной индустрии.

 стул Superleggera история дизайна фото

До середины XX века мебель редко делали на фабриках, чаще в ремесленных мастерских. И даже на фабриках была велика роль ручного труда. По-настоящему механизированным производство мебели становится только в 1950-е, а во многих странах даже в 1960-е годы. В США, конечно, раньше. А в Италии, чье экономическое развитие затормозила катастрофа Второй мировой войны, существенно позже.

 стул Superleggera фото
 стул Superleggera фото

Стул 699, можно сказать, двумя ножками стоит в индустриальной эпохе, а двумя — еще в доиндустриальной, ремесленной. Его каркас, состоящих из нескольких простых унифицированных деталей, изготавливали и собирали на фабрике Cassina в Меде, пригороде Милана, а плетеные сиденья делали вручную в городке Кьявари на берегу Лигурийского моря. Фабричное (пусть даже и наполовину) производство позволило снизить себестоимость и Cassina могла производить Superleggera большими партиями.

 стул Superleggera история дизайна фото

Кьявари — старинный центр производства стульев с плетеными сиденьями. Там издавна выпускали так называемые «стулья Кьявари» или «кьяварины». Их придумал местный столяр Джузеппе Гаэтано Дескальци (1767–1855) в 1807 году, взяв за основу французский стул, который маркиз Стефано Риварола, покровитель мастера, привез из Парижа. Затем кьяварину начали производить в других мастерских города. Некоторые из них существуют и сейчас. Дизайнеры XX века (в частности, Паоло Буффа) изобрели много новых разновидностей этого стула. Они часто встречаются в разных странах, в Европе и Америке. Некоторые из них очень похожи на стулья Джо Понти и даже приписываются ему, но, судя по всему, безосновательно. Насколько известно, он разрабатывал модификации кьяварского стула только для одного производителя — Cassina.

 стул Superleggera история дизайна фото

Джо Понти начал эту работу в 1949 году. Три года спустя Cassina взяла в производство его модель 646, или Leggera (в переводе «легкий»), с переломом спинки на уровне поясницы, в соответствии с рекомендациями шведского врача-гигиениста Бента Акерблома. Вероятно, это первый стул с линией Акерблома за пределами Скандинавии. У традиционной кьяварины изгиб спинки был совершенно другой.

 стул Superleggera фото

Superleggera, спроектированная в 1955 году и запущенная в производство годом позже, — новая модификация. «Когда я проектировал Superleggera, — рассказывал архитектор, — это был естественный технический процесс, движение от тяжелого к легкому: я срезал инертную материю и массу, отождествляя «в пределе» форму с конструкцией, рассудительно и без виртуозностей». Принципиальная разница с предыдущей моделью у Superleggera вот в чем: все основные детали каркаса треугольные в сечении. Из-за этого совсем другим стал облик стула — сухим, острым, как бы кристаллическим.

 стул Superleggera фото

Когда Джо Понти назвал Superleggera «просто стулом, без прилагательных», думается, он немного лукавил. И дело не только в том, что именно прилагательное стало общеизвестным прозвищем 699-й модели. Она отчетливо непохожа ни на какие другие стулья. В ее облике очень заметны и артистизм автора, и его личный почерк. Понти всегда любил ломаные линии. И это его пристрастие помогло спроектировать конструкцию, беспрецедентную по соотношению массы и прочности. Маленький каркас этого стула — большой инженерный шедевр. • В Москве приобрести cтул Джо Понти можно в Alina Pinsky Gallery.

 стул Superleggera история дизайна фото