8 имен и 80 лет итальянского дизайна

Вспоминаем имена творцов, задавших главные тенденции в мировом дизайне XX века. Гиганты, на чьих плечах держится наследие итальянского модернизма. Эти люди, чьи творения часто были для своего времени возмутительными, всегда оставались верными своему индивидуализму.

итальянский модернизм фото

1940-е: Джо Понти

Непревзойденная величина в итальянской архитектуре. Отец современного итальянского дизайна. Джо Понти нашел способ объединить индивидуальность, креативность и культуру итальянцев с созданными ими мебелью, предметами и зданиями. Его плодотворная работа в любой из этих областей оказалась невероятно чувственной, выразительной и хорошо продуманной. Архитектор по профессии, он сделал имя, проектируя керамику, изделия из стекла, мебель — и только потом здания. За свою жизнь он работал в более чем 120 различных компаниях. Понти был великим профессором, писателем и основателем одного из самых влиятельных журналов о дизайне Domus. Это был один из самых обаятельных, великодушных и любопытных дизайнеров своей эпохи: и каждому он находил место в своей знаменитой студии под открытым небом. Его башня Pirelli 1961 года до сих пор символически и буквально возвышается над его родным Миланом. В тот день, когда небоскреб был достроен, Понти сказала: «Эта башня так прекрасна, что я бы хотел на ней жениться».

итальянский модернизм фото
Знаменитый стул Superleggera, созданный в 1955-1957гг,  в лимитированном переиздании Cassina

итальянский модернизм фото
Небоскреб Pirelli в Милане

итальянский модернизм фото
 Креденца D.655.1 D.655.2, переизданная Molteni

итальянский модернизм фото

1950-е: Акилле Кастильони

Самый изобретательный из всех итальянских дизайнеров. Казалось, что ему легко давались самые гениальные прозрения. Акилле Кастильони работал вместе со своим братом Пьером Джакомо вплоть до его смерти в 1968 году. Кастильони обожал каждый день находить различные, иногда мало имеющие прямое отношение к дизайну, предметы и радовался их повторной контекстуализации. Парадокс и ирония были стали для Кастильони рабочим методом и его отличительным знаком. Его знаменитый табурет Mezzadro, в котором он использовал сиденье для трактора — настоящий предмет в стиле поп-арт с сильными аллюзиями на эстетику ready-made Дюшана, обосновался во многих роскошных гостиных того времени. Еще один прекрасный пример: торшер-фара Toio в стиле хай-тек, уравновешенная на телескопической стойке с открытым трансформатором в качестве основания. Паола Антонелли, старший куратор архитектуры и дизайна MoMA, называла его «комик эпохи немого кино, нервный, подвижный, игривый и довольно вредный».

итальянский модернизм фото
Торшер Toio, Flos, 1962

итальянский модернизм фото
 Табурет Mezzadro, Zanotta, 1957

итальянский модернизм фото

1960-е: Джо Коломбо

Вероятно, самый стильный и органичный из всех итальянских дизайнеров. Коломбо был настолько увлечен созданием собственного безупречного стиля, что даже изобрел бокал для коктейля, позволявший держать в одной руке держать и бокал, и сигарету. Коломбо, казалось, был создан для космических 60-х: эпоха, когда главным материалом становится пластик, полностью отвечала его исследованиям в дизайне. Он создает стул Colombo 4860: это был один из первых серийных стульев, полностью изготовленных из ABS-пластика. Силуэты его мебели похожи на декорации первых фильмов о космосе: шезлонг LEM или обивка кресла Elda легко вызывают ассоциации с космическими костюмами. Коломбо был мастером создания мобильной, компактной и автономной среды. Некоторые из его футуристических модульных жилыми блоков до сих пор выглядят вполне актуально. Каждый из них представлял собой большой вакуумный пластиковый бокс с кроватью, кухней, ванной комнатой и шкафом: всем, что необходимо для одного человека. Все это было умело соединено и складывалось с точностью швейцарского армейского ножа.

итальянский модернизм фото
Знаменитое кресло Elda на момент создания (1963) было самым большим в мире предметом мебели из стекловолокна.

итальянский модернизм фото
Интерьер дома Джо Коломбо: все вещи и модули в «жилых блоках Коломбо были идеально подогнаны

итальянский модернизм фото
Кресло Tube (1969) производилось фирмой Flexform до 1976 года. В 2016 году Cappellini переиздала кресло в новых обивках и цветах.

итальянский модернизм фото

1970-е: Гаэ Ауленти

Дизайнер с самым интеллигентным и необычным видением в своем профессиональном круге. Мебель и предметы Гаэ Ауленти поражает оригинальностью: она чрезвычайно узнаваема. Если взять только ее модели в области освещения, то окажется, что все они претендуют на звание шедевра. К примеру, на форму лампы Pileino явно повлиял абрис космического шлема NASA. Ее лампы высокотехнологичны и органичны одновременно. Дизайн, на первый взгляд, несколько роботизированный, но в применении удивительно функциональный и практичный. Поворотным моментом в ее карьере стала ее чрезвычайно успешная и отмеченная наградами реконструкция парижского вокзала, превращенного Музей д’Орсе. Она стала пионером адаптивного повторного использования зданий, блестяще сочетая исторические детали с современным стилем.

итальянский модернизм фото
 Культовая лампа Pileino, Artemide, 1972

итальянский модернизм фото
Реконструкция здания вокзала для музея D'Orsay в Париже 

итальянский модернизм фото
Светильник Patroclo, Artemide, 1975

итальянский модернизм фото

1980-е: Этторе Соттсасс

Масштаб яркой и многосторонней фигуры Соттсасса был понятен еще до начала его дизайнерской карьеры. Еще до создания своего первого хита — красной пишущей машинки Valentina для Olivetti — он водил дружбу с музыкантами Гинзбергом и Ферлингетти в Калифорнии, открыл в Италии издательство для перевода своих произведений, успел прославиться как фотограф (он снимал Дилана, Хельмута Ньютона и Пикассо) и своей донжуанской репутацией. В течение многих лет он фотографировал все гостиничные номера и кровати, в которых занимался сексом. Его группа Memphis, основанная в 1981 году, стала авангардной реакцией на международный обобщенный нейтральный вкус в интерьерах. Ее произведения до сих пор поражают: они оказались самым точным выражением постмодернизма его лихорадочным, свободным цветом и преувеличенными формами дизайна. Соттсасс был настоящим провокатором. Цены на его предметы выросли в разы, когда выяснилось, что Дэвид Боуи был одни из самых его больших поклонников и коллекционировал его работы.

итальянский модернизм фото
Стеллаж Carlton, 1981

итальянский модернизм фото
Big Sur Sofa, 1986

итальянский модернизм фото
Настольный светильник Tahiti, 1981

итальянский дизайн фото

1990-е: Стефано Джованнони

Итальянский дизайнер Стефано Джованнони — автор хрестоматийных предметов, навсегда вошедших в историю бытовой культуры. Даже если бы из всего, что он создал за свою карьеру, остались только две вещи: металлический поднос Girotondo (1989) с вырезанными силуэтами человечков, ставший эмблемой Alessi, и барный стул Bombo (1998), придуманный для Magis и ставший, наверное, одним из самых популярных барных стульев всех времен и народов. Альберто Алесси называет его «чемпионом всего суперпопулярного». В портфолио Джованнони множество оригинальных объектов, в которых инженерная мысль сочетается с яркой образностью. 90- t стали триумфальным временем для Джованнони: его объекты дизайна были удостоены многочисленных премий, в том числе Design Plus на выставке Ambiente Messe Frankfurt (в 1994 и 1996 годах), 100% Design в Лондоне в 1997 году; и премии International Forum Design Hannover в 1999 году

итальянский дизайн фото
Барный стул Bombo, Magis, 1998

итальянский дизайн фото
Серия аксессуаров для дома Bunny, Alessi

итальянский дизайн фото
Линия аксессуаров для дома Girotondo, Alessi

итальянский дизайн фото

2000-е: Пьеро Лиссони

Архитектор и дизайнер Пьеро Лиссони, что бы ни делал, во всем придерживается вневременной элегантности. «Я работаю с упрощенными формами, за которыми скрывается сложное: материалы и технологии». В интерьерах он не ограничивается стенами, продумывает все до деталей: выбирает и модель дивана, и полотенце в ванную. Любит цитировать Вальтера Гропиуса: «Каждый свой проект я планирую от ложки до города». Cобственную студию дизайна Lissoni Associati он открыл в 1986 году. С тех пор Лиссони сделал головокружительную карьеру: он является креативным директор сразу нескольких итальянских ведущих брендов: Alpi, Boffi, Living Divani, Lema, Lualdi, Porro и Sanlorenzo, для которых он также разрабатывает широкий ассортимент продукции. Признанный мастер современного дизайна работал со многими международными брендами, включая Alessi, Atlas Concorde, B & B Italia, Bonacina1889, Cappellini, Cassina, Cotto, DePadova Fantini, Flos, Glas Italia, Golran, Illy, Kartell, Knoll, Olivari, Salvatori, Tecno, Viccarbe.

итальянский дизайн фото
Кухня Boffi

итальянский дизайн фото
Стол Minimo Light, Porro 

итальянский дизайн фото
Диван Sake, B&B Italia

итальянский дизайн фото

2010-е: Патрисия Уркиола

Любимая ученица Акилле Кастильони и ставленница Пьера Лиссони входит в когорту первых дизайнеров планеты. Патрисия Уркиола преображает этнику и смело экспериментирует с технологиями. Нынешний арт-директор одной из ключевых фабрик Италии Cassina, она за двадцать пять лет практики поработала для десятков компаний, в том числе для Agape, Alessi, B&B Italia, Driade, Foscarini, Flos, Kartell, Moroso. Ее кресла и диваны красивы, практичны и пользуются успехом не только в Европе, но и по всему миру. Ее любимый метод — ломать представления о материалах. Она старается избегать одностороннего использования материала, и с помощью новых приемов достигается новых эффектов в применении войлока, мрамора, ротанга, металла и керамики. «Неважно, мужчина ты или женщина, важно, как ты себя соотносишь с компанией, как управляешь процессом, как работаешь над воплощением проекта и как раскрываешь свою личность», ­— уверена Уркиола.

итальянский дизайн фото
Диван Gogan, Moroso

итальянский дизайн 20 века фото
Стол Shimmer, Glas Italia

итальянский модернизм фото
Коллекция столов и декоративных покрытий, Budri Milano

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит