100 лет дизайна: стеллаж Veliero Франко Альбини

Книжный стеллаж Veliero появился на обложке журнала Domus в июле 1941 года. Этот созданный Франко Альбини для своего дома предмет стал символом нового способа мышления, бросившим вызов законам статики.


По теме: Франко Альбини: гений поэтического рационализма

Veliero («Парусник») — гимн визуальное легкости. По описанию исследователя Бруно Зеви, «Альбини в этом объекте преобразил плоскости и заставил их вибрировать: это одно из его самых гармоничных и резонансных произведений. Эфемерные подвесные рамы, тонкие параллелепипеды, серебристые и левитирующие предметы — их нематериальность будто бы растворяется в пространстве».

Эскизы Альбини к различным типам инженерных соединений деталей, 1940-е года

Структура, над которой Альбини бился несколько лет, была на первый взгляд утопична. Он вдохновлялся образом и техническим устройством парусников и долго разрабатывал инженерное решение, которое позволило бы стеллажу сохранять баланс. Суть этого проекта заключается в использовании растяжимой конструкции, удерживающей подвешенные в пространстве стеклянные полки.

Альбини много лет работал над различными вариантами крепежа полок

Единственный экземпляр, созданный в 1939 году, украшал гостиную архитектора. Он служил скорее интерьерной скульптурой, чем вместительным книжным стеллажом. Для Альбини этот объект навсегда оставался идеальным прототипом для бесконечной доработки: он много раз в чертежах прикидывал, как улучшить его характеристики.

Стеллах Veliero на обложке журнала Domus, 1941 

Удивительно, что слава этого предмета, созданного в единственном экземпляре, оказалась сильнее самого объекта. В период с 1940 по 1965 годы стеллаж, по сути, видели только гости, родственники и друзья семьи, приходящие к архитектору. Однако в 1948 году мир обошла знаменитая фотография Ирвинга Пенна, сделанная им для журнала Vogue America: на фотографии фигурирует Veliero в интерьерах кабинета Альбини. 

Оригинальные чертежи Альбини к стеллажу Veliero

В 1960-е, уникальный объект исчез: сын Альбини слишком громко включил музыку, из-за чего стеклянные полки вошли в резонанс и разбились, а конструкция обрушилась. С тех пор архитектор больше никогда не видел свой «Парусник»: стеллаж был восстановлен для выставки лишь в 1979 году, Альбини скончался двумя годами ранее.   

Стеллаж Veliero в доме Франко Альбини на Via de Togni в Милане

Первая серьезная попытка воссоздания стеллажа принадлежала Ренцо Пьяно, который учился у Альбини в 1960-е. В 2007 году специально для ретроспективы Франко Альбини в миланской Triennale был сделан новый стеллаж. Однако ввиду несовершенства конструкции деревянная база не выдержала нагрузки, и полка разрушилась.

Стеллаж Veliero, Cassina, 2011

Для того, чтобы подготовить эту модель к возможности промышленного производства, специалисты компании Cassina вместе с морскими инженерами и хранителями архивов Франко Альбини заново рассчитали нагрузку: в итоге получилась надежная конструкцию, способная выдержать до 600 кг. Исследования велись около пяти лет, и в 2011 году первая  серия стеллажа Veliero увидела свет.

Стеллаж Veliero, Cassina, 2011

В современной версии каркас модели выполнен из ясеня, полки из закаленного стекла поддерживаются медными перекладинами, которые соединены тонкими стальными тросами. Для большей устойчивости стеллаж оборудован дополнительно 80-килограммовым металлическим плинтусом: он скрывается под деревянным основанием.

Лимитированная коллекция Veliero в черном цвете, Cassina, 2016

Лимитированная коллекция Veliero в черном цвете, Cassina, 2016

Стеллаж Veliero в доме-музее Франко Альбини

Делимся прекрасным в Instagram