100 лет дизайна: кресло Distex Джо Понти

Джо Понти (18.11.1891 —16.09.1979) — ключевая фигура итальянской архитектуры. Он был дизайнером, эссеистом, редактором, создателем культового журнала Domus. Помимо безошибочно узнаваемых архитектурных работ, он создал огромное количество мебели. Кресло Distex, ставшее одним из центральных элементов обстановки в доме Понти на Via Dezza, явилось выражением его дизайнерских принципов.  


По теме: Джо Понти: девять принципов архитектора

Необычайно плодотворная работа Джо Понти является символом демократического, современного и изысканного итальянского дизайна. Он не только сформировал визуальный язык эпохи, но и смог успешно его экспортировать в «новый мир»: стиль итальянского модернизма стал ведущим в Венесуэле, США и Гонконге.

Кресло Distex, Cassina, 1953

После Второй мировой войны в Италии начался экономический бум. И 1950-е годы стали для Понти напряженным временем. Он уже был признанным мастером, и часто проводил время за границей. Участвовал в дизайне нескольких итальянских лайнеров (в том числе Andrea Doria и Giulio Cesare, 1950, Oceania, 1951). В 1952 году создал агентство с Антонио Форнароли и Альберто Росселли. Огромный ангар, где расположился их офис, служил одновременно архитектурной лабораторией, выставочным пространством и местом для презентации новых моделей. Это пространство дало толчок очередной волне творчества Понти — именно к началу 50-х относится создание многих из его культовых предметов мебели. В этом гараже он принимал гостей и устраивал шумные сборища друзей и своих студентов.

Джо Понти и Джулия Понти в их доме на Via Dezza, 1957
© Gio Ponti Archive

Недалеко от ангара, через квартал, на улице Dezza, Понти построил девятиэтажный жилой дом. Дом на Via Dezza, созданный в 1957 году, самый известный из трех (предыдущие располагались на Via Rancaccio, 1925 и на Via Brin, 1926).  Понти любил комплексный подход во всем, чем он занимался — и принялся обставлять свое новое жилище со всей страстью. Широко известна фотография интерьеров дома на Via Dezza, где Понти сидит в кресле рядом со своей женой Джулией.  

Галерея дома Понти на Via Dezza в Милане, построенном в 1957 году: кресло стояло в гостиной, объединенной со столовой. 

Это и есть модель Distex, которая была запущена в производство в 1953 году. В то время кресло выпускала фабрика Cassina. Кресло и его версии со сплошными подлокотниками были представлены широкой публике на X Триеннале в Милане в 1954 году. В рейтинге удобства это объект входит в десятку самых удобных шезлонгов в мире: Понти был мастером эргономики.

Эскиз 1950-х годов, где правое среди кресел  — кресло Pauly, будущее кресло Distex (или модель D.153.1)

Что же касается точного времени проектирования этой модели, то скорей всего оно относится к самому началу 50-х годов. Любопытно, что в те годы у знаменитого архитектора появляется сразу несколько кресел подобной формы и похожей динамики линий. Они отличаются между собой либо креплениями ножек к сиденью, либо формой подлокотников (некоторые из них являют единое целое с ножками и превращаются в боковую панель).

Пара кресел, модель 807. Cassina. Продана на аукционе Phillips за 52500 ф. ст. 

В поздних версиях спинка становится выше, а кресло выполняется из дерева. Так, на оригинальном эскизе Понти, датируемом 1950 годом, где изображено сразу три стула, что под именем Pauly фигурирует не что иное, как модель Distex. Этот набросок был продан на аукционе в 2018 году за 2,6 тыс. долл.

Вариант Distex, 1953. Cassina. Кресло продано на аукционе Wright за 13 750 долл. в 2011.

Шезлонг Distex 1953 года явился прообразом другой модели Понти, выпущенной в год его переезда на Via Dezza в 1957 году. Однако если в модели Distex (или позже D.153.1) сочетаются дерево и металл, то в кресле 811, Понти фактически осуществил переход от ремесленной мебели к изготовлению корпусов в индустриальном масштабе. Понти несколько лет добивался гибридизации между промышленным производством и сложными, вручную созданными, эстетическими решениями в отделке и материалах.

Лимитированная серия кресла D.153.1, Molteni&C, 2012.

Кресло множество раз переиздавалось в различных обивках. Одно из самых знаковых переизданий относится к 2012 году. Тогда лимитированную коллекцию выпустила компания Molteni & C на основе оригинальных чертежей из архивов Понти. Латунная структура, покрытие из двухцветной бело-голубой кожи или ткани Punteggiato, разработанной Джо Понти для венецианской компании Rubelli в 1934 году. Ткань переосмысливает вековую технику бархатного плетения, однако техника обновлена современными узорами: это плотная последовательность круглых элементов в шахматном порядке с различными градациями цвета. Позже, в 2018 году была показана и коллаборация с другой знаменитой текстильной компанией — кресла Понти предстали в обивках Kvadrat по дизайну Рафа Симонса.

Кресло в обивках по дизайну Рафа Симонса для Kvadrat, Molteni&C. 2018.

Оливье Гаве, директор парижского Музея Декоративного Искусства, где в 2018 году проходила масштабная ретроспектива Джо Понти, так высказался о мастере: «Джо Понти был абсолютным эрудитом. В нем ощущался дух итальянского Ренессанса: и он сумел передать его от Леонардо да Винчи к Этторе Соттсассу. Понти интересоваться совершенно всем, он мог сделать гениальную вещь из чего угодно. Он собирался снять фильм, написать к нему сценарий, создать костюмы и такин для них — но у него просто не было времени. Понти был невероятно продуктивным».

Лимитированная серия кресла D.153.1, Molteni, 2012.

Лимитированная серия кресла D.153.1, Molteni, 2012.
Оригинальная ткань Punteggiato, созданная по эскизам Джо Понти компанией Rubelli в1934 году. 

Концентрация красоты у нас в Pinterest