100 лет дизайна: кофейный стол Исаму Ногучи

Исаму Ногучи (1904-1988) избегал творческой категоризации: работал скульптором, сценографом, пейзажистом, дизайнером интерьеров, светильников и мебели. Ногучи не разделял ценности ни одной эстетической школы и не верил в границы между изобразительным и прикладным искусством. Он подходил к дизайну предметов с тем же гуманистическим чувством и грациозной монументальностью, что и к скульптуре. Из всех его произведений особенно выделяется журнальный столик, созданный в 1944 году. 


По теме: Исаму Ногучи: мастер молчаливой формы

Ногучи писал в трактате 1936 года, что скульпторы и художники «не должны вечно интересоваться чистым и значимым искусством, но должны прививать свои знания о форме в своих делах, в повседневных, полезных проектах в области промышленности и торговли». К 1930–1940-м года Ногучи уже создал несколько известных своих работ в области современного дизайна, в том числе систему Radio Nurse (1933) и свой знаменитый круглый стол IN-50.

Исаму Ногучи в своей мастерской в 1948 году, на первом плане — кофейный столик, созданный в 1944 © Фонд Исаму Ногучи и Музей сада, Нью-Йорк / Общество прав художника (ARS), Нью-Йорк. Фотография Джеффри Бейкер

Мастер часто задумывал объекты как функциональные произведения искусства, и стремился к их «пограничному» бытованию. У него получалась скорее не мебель, а масштабируемые, функциональные скульптура для дома. Он часто порывал с жесткими линиями функциональных предметов (в частности, столов), и смягчал их с помощью своей фирменной биоморфной органики. Не в его правилах было стремиться к правильной геометрии; он решительно отказывается от любого образа, похожего на прямолинейную сетку.

Кофейный столик Goodyear, 1939. Эта модель, созданная для Конгера Гудиера, послужила прообразом для модели 1944 года.

Кофейный столик Ногучи, созданный в 1944 году, развивал тему стола из палисандра и стекла, спроектированного в 1939 году для Конгера Гудиера (A. Conger Goodyear), президента MoMA. Команда дизайнеров американской компании Herman Miller была настолько впечатлена новыми биоморфными формами стола, что пригласила Ногучи для разработки аналогичного стола со скульптурным основанием произвольной формы и биоморфным стеклянным верхом. Этот стол планировалось использовать как в жилых, так и в офисных помещениях.

Стол выпускается в нескольких цветовых вариантах: существуют версии с основанием из светлого дерева. 

Сам Исаму Ногучи называл журнальный столик своим лучшим проектом мебели: возможно, потому что он точно соотносится со скульптурами из бронзы и мрамора того же периода. Элементы подстолья, созданные из черного ясеня, клена или ореха, пересекаются под прямым углом и обеспечивают устойчивую опору для тяжелой стеклянной столешницы. Форма двух деревянных опор создает самонесущее и устойчивое основание, позволяющее размещать верхнюю часть из толстого листового стекла без использования соединителей.

В каталоге Herman Miller 1947 года этот журнальный столик описан как «скульптура для использования» и «проект  для производства». Производство его прекратилось в 1973 году. В 1980 году американская компания переиздала стол ограниченным тиражом около 480 экземпляров. Стол был вновь введен в эксплуатацию в 1984 году в линии Herman Miller Classics и с тех пор находится в производстве. C 2002 года он также производится и швейцарской компанией Vitra

Концентрация красоты у нас в Pinterest