100 лет дизайна: 5 знаменитых диванов из 1970-х

Дизайн 1970-х годов пристально изучается сегодня, спустя полвека. Психоделия, длительные путешествия в Индию, динамичные орнаменты и горячие палитры — 1970-е, несмотря на нефтяной кризис и продолжающуюся войну во Вьетнаме, оставили воспоминания приятной атмосферы, расслабленности и личной свободы. В моду вошла клубная мебель и этнические ковры, цветные кухни и предметы из яркого пластика. Хитами стали вещи-трансформеры, надувная мебель и вещи нарочито сексуальных форм. Многие сиденья стали напоминать слоеные пироги  — тема slice-сидений навсегда вошла в интерьер.


По теме: 100 лет дизайна: диван Togo Мишеля Дюкаруа

Дизайнеры экспериментировали с высотой сидений (некоторые их них  возмутительно низкие), с их длиной (некоторые уходят в бесконечность), глубиной (глубина иных равна их ширине). Вместе с движением радикального дизайна популярна стала мебель, нисповергающая устои и обычные представления об антропоморфизме, в котором упражнялись адепты органического дизайна. Долой изящество и сдержанность, каркасы и подлокотники! Дизайн становился таким же «недисциплинированным», как и модные танцы.

Anfibio, Алессандро Бекки, Giovanetti, 1971

Эта удивительная модель 1971 года по дизайну Алессандро Бекки (Alessandro Becchi) — предшественник всех диванов-футонов, которые появятся в большом количестве десятилетием позже. При этом он не похож ни на одну другую конструкцию. Огромная бескаркасная полиуретановая основа в кожаном чехле со стороной около 180 см в сложенном виде дает высоту сиденья в 60 см. При всей своей внешней аморфности, этот диван-кровать весьма удобен. Несмотря на то, что у него нет внутренней жесткой структуры, сиденье пружинящее. Диван легко раскладывается в кровать — и становится похожим на ринг для борьбы. Anfibio до сих пор входит в каталог компании Giovannetti. Дизайнер Алессандро Бекки умер в 1987 году, и не узнал, насколько диван стал популярным по обе стороны Аталантики: по некоторым оценкам, для американского рынка было произведено более 25 000 диванов. В последние пять лет цена на раритетные диваны Anfibio взлетела больше чем в три раза. 

Terrazza, Убальда Клуга, de Sede, 1973

Диван Terrazza был выпущен компанией de Sede в 1973 году в противовес супер-популярному дивану Snake. Здесь акцент был сделан не на бесконечной длине модульного дивана, а на соотношении модулей по высоте, ширине и длине. Его проектировал швейцарский дизайнер Убальд Клюг (р. 1932) и, судя по всему, он вдохновлялся формой альпийских гор и вспоминал лекции Жана Пруе, которые посещал в Париже. Визуальные особенности этих модулей довольно специфичны: они создают оптическую иллюзию глубины, близкую к диораме или пейзажной живописи. Функциональность тоже особенная: на диване вряд ли получится прилечь, однако он и создавался скорее как эффектный акцент для общественных зон. Новые модели Terrazza сейчас выпускаются в 16 оттенках кожи.

Camaleonda, Марио Беллини, B& B Italia, 1970

Марио Беллини, эрудит и живой классик, занимается всем сразу: архитектурой, редактированием журналов, проектированием автомобилей, освещения и офисной мебели. Итальянский маэстро дизайна любит повторять, что однажды ему понадобилось пять минут, чтобы создать кофейный столик, однако чтобы это сделать за пять минут, ему пришлось проработать 25 лет. Диван Camaleonda, один из лучших образцов дизайна 70-х годов, также производит впечатление вещи, созданной быстро и непринужденно. Его универсальная модульная конструкция позволяет располагать модули в любом порядке, предлагая бесконечные вариации. Модель Camaleonda начала выпускать компания B& B Italia в 1970 году. Сейчас диван можно найти только на вторичном рынке, однако его формы по сей день выглядят современно, поскольку геометричный дизайн пухлых подушек с одной стороны узнаваем, с другой — весьма нейтрален. 

Maralunga, Вико Маджистретти, Cassina, 1973

История этого дивана — о пользе творческого продуктивного спора между коллегами по бизнесу. Когда великий Вико Маджистретти демонстрировал прототип будущей модели Maralunga основателю фабрики Cassina Чезаре Кассина, последний пришел в расстройство. Такое сильное, что в сердцах стукнул подушку дивана, поскольку диван «не полностью отвечал требованиям комфорта». Удар был такой силы, что подушка посередине согнулась вниз. Маджистретти, который совершенно спокойно отнесся к ситуации, посмотрел на подушку, и понял, какие нужны доработки. Он изменил дизайн и создал регулируемый подголовник. В итоге видоизмененная Maralunga, выпущенная в 1973 году,  стала, возможно, самой популярной моделью фабрики. Она до сих пор находится в производстве, и до сих пор изумляет своим внешним видом в зависимости от того, подняты или опущены подушки. Цены на первые модели Maralunga начинаются с четырехзначных цифр.


По теме: Вико Маджистретти: семь мыслей об альтруизме, красоте и победе дизайна

Snake, Бергер, Педуцци-Рива, Ульрих и Вогт, de Sede, 1972

Как только этот культовый диван фирмы de Sede, выпущенный в 1972 году, ни называют: и Snake, и Non Stop, и DS-600, и Tatzelwurm. Чаще всего можно увидеть его модификацию из 22 секций, соединенных застежкой-молнией и расположенных или по прямой, или с изгибами. Диван даже вошел в книгу рекордов Гиннеса для самый длинный диван в мире: убедиться в этом можно, взглянув на знаменитый кадр дивана в парке на фоне динозавра (собственно, одна из ассоциаций, которые он часто вызывает — именно длинный хребет ящера). Модель была разработана группой дизайнеров, куда входили Ули Бергер, Элеоноре Педуцци Рива, Хайнц Ульрих и Клаус Вогт.


По теме: Tatzelwurm: cамый длинный диван в мире