100 лет дизайна: стул Eames DSW Чарльза и Рэй Имз

Стул Eames DSW по дизайну Чарльза и Рэй Имз впервые он был показан публике в 1948 году, и в то время это был фактически первый пластиковый стул, изготовленный промышленным способом. Eames DSW по сути стал манифестом работы Имзов как дизайнеров: в нем сочетаются два основных принципа, возведенных в абсолют — простота и функциональность.


По теме: Чарльз и Рэй Имз: самые знаменитые дизайнеры Америки

Пластиковый стул Eames DSW (аббревиатура расшифровывается как Dining Height Side Chair Wood Base) официально появился в 1950 году. Чарльз и Рэй Имз уже имели огромный десятилетний опыт в области проектирования, причем не только в области мебели, но и медицинского оборудования — в частности, шин (медицинских фиксаторов) для госпиталей. Именно в военные годы, под давлением обстоятельств, когда нужно было найти оптимальный баланс между скоростью производства, качеством и легкостью воспроизведения предметов, были выработаны основные методы их дизайна.

Они применяли неприхотливые недорогие материалы (фанеру и пластик), при этом главные эксперименты лежали в области технологий и эргономики. Для них было важно, чтобы вещь отвечала удобству максимального количества людей, независимо от их комплекции. Первым шедевром в области эргономики как раз и стал стул Eames DSW: в нем применен принцип разгрузки давления на поясницу, что сделало его одним из самых удобных сидений в мире.

Стимулирующим поводом к появлению стула стал революционный конкурс, объявленный Нельсоном Рокфеллером, президентом MоMA. Критерии конкурса были сформулированы на знаменитом ужине в октябре 1947 года, где собрались лидеры мебельной промышленности США. За ужином прозвучала обеспокоенность тем фактом, что мировое правительство и промышленность сосредоточены исключительно на решении проблемы доступного жилья, но при этом совершенно не уделяет внимания «разработке и производству хорошей, недорогой и привлекательной мебели». На первый план организаторы конкурса выдвинули потребность в хорошо разработанной мебели среднего ценового сегмента, подходящей для большинства людей; мебель, которую можно легко перемещать, хранить и обслуживать — такую, которая бы отвечала потребностям современной жизни.

Имзы не могли не откликнуться — удобное, красивое и недорогое было их фирменным приемом. Они были молоды, азартны и с охотой приняли вызов – кроме того, они не понаслышке понимали суть проблемы, связанной с повышенной заинтересованностью в архитектуре и почти полным отсутствием интереса к мебели. Буквально двумя годами раньше, в 1945, они сами взялись за разработку экспериментального дома Case Study House № 8, в котором использовались новые материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Сутью было создать сборную модель в современном стиле, которую можно было бы легко построить. Их проект оказался настолько удобным, что в итоге позже они сами стали жить в подобном доме.

Как раз после окончания работы над проектом дома Чарльз и Рэй принялись за разработку стула  — это случилось в 1948 году. Заявку на конкурс подавали от имени Чарльза — его объявили участником проекта от Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Всего было подано более 3000 заявок. Стул в итоге был объявлен вторым лауреатом и получил денежный приз в размере 2500 долларов. Жюри посчитало революционным такую систему, когда кресло-ракушку можно было приспособить к различными ситуациям и нуждам: за счет того, что его основание предоставляло несколько вариантом, он подходил и для дома, и для офиса. Ни один проект из предложенных на конкурс не продемонстрировал такого «тюнинга» для удобства пользователя. Кроме того, его дизайн отвечал всем требованиям конкурса: стул был предназначен для массового послевоенного производства, был удобным, прочным и невероятно красивым. 

Годом рождения стула считают 1950, когда он был запущен в производство. Его стала выпускать компания Herman Miller. Когда стул только вышел в массовое производство, у него было всего три цветовых варианта: серый (greige), пергамент (parchment) и «слоновый серый»  (elephant hide grey). Вскоре к ним были добавлены красный и желтый, еще позже — бирюзовый. В 1957 году швейцарская компания Vitra подписала лицензионное соглашение с Herman Miller и начала производство стула Eames DSW для Европы и Ближнего Востока. Сейчас все модели этого стула можно заказать или с дополнительной подушкой, или в мягкой обивке. Полностью обитая версия имеет формованную пенополиуретановую прокладку, покрытую тканью. Различные цвета корпуса и обивки, а также различные основы обеспечивают множество новых комбинаций.

Это стул, как и многие другие произведения Имзов, подделывали бесконечное количество раз. Одна из громких историй, произошедших несколько лет назад в Великобритании — крупный ритейлер Aldi преставил на своем сайте пару стульев Eiffel всего за 39,99 фунтов: стулья выглядели как слепок со знаменитого Eames SDW. Проще всего отличить подделку по винтам и соединениям деревянных деталей с сиденьем: они разительно отличаются от оригинальных.