100 лет дизайна: кресло Bowl Лины Бо Барди

Кресло Bowl, разработанное итальянско-бразильским архитектором Линой Бо Барди (1914 — 1992) в 1951 году, заняло прочное место в ряду икон модернизма XX века. Это полусферическое сиденье опирается на металлическую кольцевую структуру на четырех ножках. Простая форма Bowl Chair отражает любовь Бо Барди к функциональным и органическим формам.


По теме: Архитектор-журналист Лина Бо Барди

К тому моменту, когда Бо Барди создала свой самый известный предмет мебели, она уже несколько лет прожила в Бразилии, куда в 1946 году она переехала со своим мужем, Пьетро Мария Барди, галеристом, дилером и арт-критиком. Она уже стала автором проекта интерьеров музея современного искусства в Сан-Паулу (Museu de Arte de São Paulo; MASP, 1947), и с надеждой смотрела в будущее. Одним из самых ярких в ее карьере стал 1951 год: они с мужем обживали свой семейный дом в Сан-Паулу — виллу Glass House. Стеклянные стены дома и отсутствие видимых преград вдохновляли Бо Барди все больше: она была увлечена жизнью вблизи природы и воссозданием природных форм (позднее она посетит Барселону, влюбится в архитектуру Гауди и станет одним из адептов «органической архитектуры»).

Бо Барди всю жизнь много рисовала — к этому ее приучил отец, скромный римский бизнесмен, увлеченный искусством. Рисунки, сделанные в «стеклянном доме» в Сан-Паулу, стали визуальной биографией независимой и любознательной женщины, которая много думала о состоянии людей. В ее руках суровая модернистская форма становилась более мягкой. Ее интересовали большие пространства, где люди могут взаимодействовать. В рисунках Бо Барди европейский формализм сливается с магическим реализмом. Это сочетание она решила воплотить в предмете мебели.

Наброски Лины Бо Барди к креслу Bowl

Лина Бо Барди представляла кресло Bowl Chair (1951) как объект, обладающий универсальной формой, доступной и гибкой структурой и способностью гармонично вписаться в любую среду. Сиденье можно устанавливать в различных положениях: таким образом оно может выполнять сразу несколько функций. Этот подход к предмету оказался оригинальным: акцент делался на взаимодействии человека с объектом, что для начала 1950-х годов было настоящей революцией.

Оригинальные эскизы Лины Бо Барди к креслу Bowl

«Кресло-чаша» свидетельствовало о культурных изменениях в обществе. Дизайн, предлагавший вариативность, говорил о самом человеке. О том, что человек предпочитает расслабленные и естественные позы, что находит новые способы жить и работать — и что его восприимчивость к предложенной «игре» играет большую роль.

Оригинальная обивка кресла Bowl была выполнена в черной коже

В 2013 году компания Arper запустила стул Bowl в промышленное производство. Была выпущена лимитированная серия из 500 экземпляров. По мнению энтузиастов, которые инициировали переиздание этого культового кресла, оно обладает всеми качествами, демонстрирующими тесную связь между эстетикой и техническим проектом. При воспроизводстве специалисты Arper опирались на единственный существующий прототип стул (он хранится в Instituto Lina Bo e P. M. Bardi) — было важно сохранить верность оригинальной концепции, и при этом внедрить технические новшества современности.

Одно из редких сохранившихся кресел Bowl, созданных в 1951 году.  Продано за 20000 долл. на аукционе Phillips в 2007 г

В процессе работы над этой моделью каждый шаг согласовывался с исследователями Института Барди, чтобы новая версия соответствовала первоначальному замыслу. Новая коллекция Arper Bowl Chair была успешно завершена. В дополнение к оригинальной черной кожаной версии, кресло Bowl обрело семь тканевых обивок яркой расцветки. У каждого цветового варианта — три различных набора подушек на выбор (или соответствующие цвету сиденья, или двуцветные, или с узором). Рисунки вдохновлены оригинальными эскизами Лины Бо Барди.

Переизданные кресла Bowl, Arper. 2013