Japonism: три новых тренда из Японии

Japonism: три новых тренда из Японии

Актуальные коды потребительской культуры: устойчивое развитие, экологичность, стремление к природе, интерес к традициям и ремеслу. Новый ориентир — Япония.
T

Керамика
кинцуги

В век цифровых технологий внимание привлекают вещи, изготовленные людьми, а не машинами: керамика, демонстрирующая ремесленное происхождение, становится лучшим выбором. Новых горожан волнуют тактильность и «несовершенная красота» — предмет, при взгляде на который очевидно: он сделан вручную. 

В моду вошла керамика кинцуги — она воспроизводит или имитирует старинную японскую технологию реставрации посуды,  «искусство золотого шва». Осколки склеивают при помощи лака уруси, смешанного с платиновым, золотым или серебряным порошком. Бережное отношение и продление жизни вещей всегда было свойственно японской культуре, но у кинцуги есть и философская основа: трещины — неотъемлемая частью истории объекта, а потому не заслуживают забвения и тем более маскировки. Осознанное потребление — этот тренд применим не только к одежде или мебели, но и к посуде. Кензо Такада использовал технику кинцуги в вещах своего нового home & lifestyle бренда K-3: «Это мой ответ на культуру одноразовых вещей», — говорит японский модельер.

«Мир дизайна заворожен возвратом к историческим мотивам. Все, что определяло декор дома века назад, стремительно возвращается в моду». —

считает Кензо Такада, основатель бренда Kenzo.

Кинцуги вдохновляет дизайнеров интерьера. Они дополняют штукатурку цвета глины золотыми «трещинами», формируют темно-серые «вены», разбегающиеся по полу — как это сделали бразильцы из MNMA Studio. Признаки старения не замаскированы, а эффектно выявлены — этот принцип в реставрации старых зданий применяют архитекторы.

Бумага в
интерьере.
Wood & Washi

Запрос на экологичный интерьер заставил обратиться к необычным материалам. Бумага — едва ли не первая в этом списке: сегодня из нее изготавливают модные светильники, мебель и даже отделочную плитку. То, что кажется новшеством для европейцев, давно живет в японском интерьере. Масштабный продукт с применением бумаги — системы Wood & Washi, которые в России реализует design büro concept m. Системы воплощают актуальный тренд Technokraft: создаются на базе японских ремесленных техник изготовления бумаги и передовых голландских технологий. Аналогов этому продукту нет.

© Анна Куприянова

© Анна Куприянова

WASHI — ЯПОНСКАЯ БУМАГА РУЧНОЙ ВЫДЕЛКИ, ТРАДИЦИИ ЕЕ ИЗГОТОВ-ЛЕНИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ В ЯПОНИИ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1200 ЛЕТ.

Три вида японской бумаги, изготавливаемые в трех разных префектурах, сегодня внесены в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Сырьем для бумаги WASHI служит волокно коры кустарников Кодзо, Мицумата и Гампи, которые трудно культивируются на плантацияx, и в основном растут в дикой природе. Это из их длинных волокон получают прочную, глянцевитую бумагу, при изготовлении которой не применяются отбеливатели и прочие химикаты. Поэтому бумага WASHI не желтеет на солнце, а наоборот, под воздействием ультрафиолета становится белее.

© Анна Куприянова

© Анна Куприянова

Изначально бумага WASHI предназначалась для каллиграфии, но затем сфера ее применения расширилась. Из нее делали и делают до сих пор передвижные перегородки сёдзи, едва ли не самую характерную деталь японского интерьера. Именно сёдзи вдохновили разработчиков Wood & Washi на изготовление систем.

Полотна из японской бумаги доступны в четырех вариациях: рулонные, панельные, баннерные, а также система Flow. Системы Wood & Washi — удачная альтернатива тяжелым портьерам или тюлю: они позволяют максимально открыть оконные проемы, привнести в интерьер свет и воздух, а если необходимо — надежно защитить внутреннее пространство от солнца.

Бумажные полотна дополнены высокотехнологичными комплектующими, рейками и фурнитурой. Многочисленные элементы систем просчитаны настолько точно, что производители сравнивают их работу с часовым механизмом. Системы можно интегрировать в «умный дом», тогда ими легко управлять с пульта или смартфона.


Создатели с большой любовью относятся к своему продукту. Для них это не только компонент интерьера, но и философия жизни. Оставаться верным своему внутреннему миру, жить в гармонии с природой, радоваться каждому дню — в этом помогут старинные традиции, соединенные с новейшими технологиями.

© Анна Куприянова

© Анна Куприянова

«Наши потребители — современные люди, которые ценят чистоту, заботятся о своем здоровье, понимают ценность потребляемых продуктов, инвестируют в качество собственной жизни. Они созидательны и с особой щепетильностью относятся к мелочам. Из всего многообразия потоком льющейся информации они способны выбрать то, что ценно именно для них. Им важно приходить в уютный, но современный дом», — говорят разработчики Wood & Washi.

Деревянная
мебель
ручной
работы.
Лак уруси

Сегодня очевидна потребность в интерьерах, которые соединят горожан с природой. Дизайнеры выбирают простые линии, «честные» материалы и природные оттенки. Авторы мебели избавляются от лишнего, чтобы сосредоточиться на функции предмета и подчеркнуть его форму. В чести эстетика soft minimal, дерево — главный материал. Любовь к природе и почтение к дереву глубоко коренятся в японской культуре. 

«Я верю, что у деревьев есть жизнь — и гораздо лучшая, чем наша, человеческая. А тот, кто достойно прожил одну жизнь, должен прожить и вторую». —

утверждал родившийся в Америке японец Джордж Накашима,
классик органического модернизма.

Эксперты подчеркивают сходство японского дизайна со скандинавским. Скромность, органичность, внутренняя сила — их общие черты. А также виртуозная работа с деревом, уважение к первозданному материалу.

Показательный пример — сотрудничество токийской студии дизайна Keiji Ashizawa и копенгагенской Norm Architects. Японский дизайнер Асизава пригласил датских архитекторов оформить вместе с ним интерьеры комплекса Kinuta Terrace в Токио. В процессе работы возникла идея создать серию мебели. Так возникла коллекция Kinuta — 12 предметов, сделанных на заказ японским производителем Karimoku.

Все они отсылают к природе и японско-датским корням. Предметы украшены деталями, вдохновленными структурами японских храмов и садов; например, ритм линий храмовых крыш очевиден в кофейном столике.


Если захочется цвета, можно прибегнуть к лаку уруси. Сырьем для него служит сок лакового дерева которое растет только в Японии, Корее и Китае. Цветовая гамма — от светлого до темно-янтарного.


Материал подготовлен при поддержке

{"width":1280,"column_width":175,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
false
767
1300
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Montserrat; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}