Карло Скарпа: архитектор подробностей

Карло Скарпа: архитектор подробностей

Карло Скарпа (Carlo Scarpa, 02.06.1906 — 28.11.1978) — гений итальянской культуры, один из самых загадочных архитекторов XX-го века. Больше всего он известен своим инстинктивным подходом к материалам, в котором сочетались проверенные временем ремесла и современные производственные процессы. Скарпа твердо верил в латинское изречение: Verum Ipsum Factum— «мы знаем только то, что мы делаем».


По теме: Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года

Скарпа родился в Венеции и большую часть своего раннего детства провел в Виченце, прежде чем его семья вернулась в Венецию после смерти его матери в 1919 году. Скарпа изучал архитектуру в Королевской академии изящных искусств в Венеции, и сразу же после окончания академии в 1926 году он начинает преподавать в IUAV (Istituto Universitario di Architettura di Venezia), а позже становится его деканом. Скарпа был очень чутким преподавателем, любил своих студентов и читал лекции почти до самой смерти.

Карло Скарпа в стеклодувных цехах Venini

Прежде чем он начал проектировать свои самые знаменитые модернистские здания, он провел более 20 лет, экспериментируя с венецианским стеклом. С 1932 по 1947 год он был арт-директором стекодувных мастерских Venini. Именно здесь четко проявилась его любовь и внимание к ремеслу: он часто работал с мастерами до поздней ночи, чтобы найти новые формы. Эти работы для Venini привлекают всеобщее внимание на Венецианской биеннале и Миланской Триеннале. Объекты вазы, люстры и чаши — важная веха в модернистском декоративном искусстве и предмет коллекционирования.

Мраморный стол Samo, Simon Prod., 70-е годы, Италия

Международная известность пришла к Скарпе лишь после Второй мировой войны, несмотря на то, что уже в 1935 году Скарпа реализует своей первый крупный серьезный заказ — реконструкцию дворца Ca’Foscari. Ему стали поступать новые предложения, преимущественно на реставрацию и идеологическое обновление существующих зданий в Венеции, Вероне и их окрестностях. Авторское обновление музеев стало чем-то вроде товарного знака Скарпы.

Музей Castelvecchio в Вероне

Вероятно, самая известная его работа в этом жанре — реконструкция в 1964 году музея Castelvecchio в Вероне. В ней так тонко сплелись старое и новое, раскрылась история оригинального здания, что этот подход к реконструкции стал откровением для его современников. Сейчас он уже стал общепринятым: наиболее ярким примером из недавних проектов явился Neues Museum Дэвида Чипперфильда. Именно благодаря переосмыслению многовековых музеев Скарпа заслужил свою безупречную репутацию.

Кладбище Brion в городе Сан Вито д’Альтиволе недалеко от Тревизо, 1969-77 годы

Пока другие модернисты старались как можно дальше уйти от архитектурного наследия, Скарпа с 50-х годов и до конца 1970-х годов возводил прошлое на пьедестал и преобразовывал его. Его архитектура стала противоядием нарочитой эффектности, которой так гордились его современники. Его архитектура оказывалась на этом фоне тонкой и естественной. Ему удалось найти собственный путь, при котором оставалось место и для почитания истории, и для ее преодоления. Вдохновленные архитектурой Фрэнка Ллойда Райта (позже уже сам Райт будет обожать творчество Скарпы), его работы также напоминают о любимых Скарпой Мондриане, Альберсе, Ротко и Йозефе Хоффмане.

Письменный стол по дизайну Карло Скарпы, 60-е годы, Galleria Rossella Colombari

В работе Скарпы «целое» возникает скорее из движения, которое собирает вместе тщательно поставленные части. Примечателен сам творческий метод Скарпы: в процессе проектирования он часто избегал традиционных методов рисования. У многих даже возникал вопрос, каким образом можно достичь в архитектуре такой сложной и богатой детализации, если сначала она не явлена на чертежном столе архитектора.

Лестница в здании банка Popolare в Вероне. Карло Скарпа и Арриго Руди, 1973-1981 годы

Скарпа много путешествовал по Японии: там он научился сочетанию «высоких» и «низких» материалов и органических элементов за несколько десятилетий до того, как компоновка древесины, бетона, ржавого металла, травертина и стекла стала модной на Западе. «Скарпе не было равных в искусстве сочетать основной материал с драгоценным», — говорит Элье Триканато, президент венецианской Fondazione Querini Stampaglia и один из самых тонких знатоков его творчества.

Венецианский шоурум Olivetti на площади Сан-Марко

Филип Джонсон говорил о Скарпе: «Он одержим деталями, вплоть до винтов и петель ручной работы, он может создавать стихи из мельчайшего жезла или куска камня». Луис Кан, друживший со Скарпой, написал о нем стихотворение, в котором есть строка: «Деталь — это поклонение природе». Внимание Скарпа к деталям не имеет аналогов среди современных ему архитекторов. Он буквально «упивался» мельчайшими подробностями: медными опорами под лестницей в венецианском шоуруме Olivetti или «смотровым устройством» в гробнице Brion, фокусирующем взгляд зрителя (в вертикальную щель бетонной стены встроен металлический элемент).

Кладбище Brion в городе Сан Вито д’Альтиволе недалеко от Тревизо, 1969-77 годы

Архитектор оставил после себя сравнительно небольшой архив: однако эти работы настолько мощные, что они до сих пор поражают своей выразительностью и простотой. В его работах ритуалы повседневной жизни переплетены с прошлым, настоящим и будущим. Переживания тех, кто находится в его пространствах, перетекают друг в друга так же, как переплетаются в его архитектуре масштаб, узоры, линии и потоки света. Мемориальный комплекс — кладбище Brion, заказанное влиятельной семьей Брион, — стал кульминацией творчества мастера. Там он и похоронен: несчастный случай оборвал жизнь Скарпы, когда ему было 72 года.

Фрагмент лестницы в шоуруме Olivetti

Стулья, созданные Скарпой в 70-е годы для компании Gavina

Фрагмент «японского сада» во внутреннем дворе Fondazione Querini Stampaglia, Венеция

Кладбище Brion в городе Сан Вито д’Альтиволе недалеко от Тревизо, 1969-77 годы

Стол Doge по дизайну Скарпы, переизданный компанией Cassina

Реновация здания Fondazione Querini Stampalia, 1961-63 годы

Кладбище Brion в городе Сан Вито д’Альтиволе недалеко от Тревизо, 1969-77 годы

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит