Пьер Гариш: универсал французского модернизма

Пьер Гариш (Pierre Guariche, 1926 —1955) — один из выдающихся французских модернистов. Его талант был  универсальным: он известен как блестящий архитектор, обладавший тонким декораторским и композиционным чутьем. Все эти достоинства сочетались с яркими предпринимательскими качествами: его охотно приглашали прогрессивные компании и он безошибочно намечал для них пути развития. Роль Гариша сопоставима с итальянскими классиками послевоенного дизайна, выводившими страну из тяжелейшего кризиса. Гариш мечтал, чтобы хороший дизайн во Франции был доступным.


По теме: Sammode переиздает светильники Пьера Гариша

Славу Гаришу принесла не только мебель, но и свет: разработка системы разнонаправленного, шарнирного освещения. Его светильники чрезвычайно удобны в использовании: в них нет видимого источника, а качество света подходит и для общего освещения, и для проходных зон. Его лампы способны создавать свет совершенно разного характера: мягкого, мощного или рассеянного отражением. Дизайнер изобрел множество решений: регулируемый балансировочный рычаг, «консоль», поворотный и наклонный кронштейн, шарнирный рычаг и сферические противовесы.

Одна из самых популярных моделей Гариша — стулья Tonneau, 1954

Родился Гариш в Париже, в семье ювелира. Учился у Рене Габриэля в Высшей национальной школе искусств и начал показывать свои работы в совсем юном возрасте: ему было всего 20. После Второй мировой войны (1939–1945 гг.) возрос интерес к использованию новых методов и материалов для массового производства мебели, и дизайнер не остался в стороне.

Торшер Portuondo по дизайну Гариша в интерьере, созданном Жозефом Дираном. Фото: Adrien Dirand

Он c энтузиазмом участвует в проектах Société des Artistes Décorateurs — ассоциации, которая спонсировала различных производителей промышленных материалов. Ее деятельность была направлена на поиск и поддержку новых талантов. Раз в год ассоциация устраивала смотр достижений интерьерной промышленности, и собирала самых значимых дизайнеров. Компанию Гаришу по выставкам в то время составляли Рене-Жан Кайетт, Жозеф-Андре Мотт, Жан Пруве, Шарлотта Перриан, Антуан Филиппон и Жаклин Лекок.

Люстра Diabolo. 1950-е 

Его энергичный стиль, обладающий строгостью скандинавов и эмоциональностью итальянцев, быстро заметили. В галерее MAI была выставлена ​​часть его мебели, а затем его пригласила молодая компания Airborne. Первым крупным проектом Гариша стал полный комплект готовой мебели для Airborne, которую он назвал Prefacto. В 1950 году его пригласила к сотрудничеству компания Steiner, другой значительный производитель мебели. Настоящим хитом стал инновационный стул под названием Tonneau, с пластиковой и алюминиевой версией в 1953 году и годом позже — фанерной.

Настольная лампа French, 1950-е годы

В 1954 году вместе с Жозефом-Андре Моттом и Мишелем Мортиером он основал Atelier des Recherches Plastiques. В течение примерно трех лет ARP разрабатывал широкий ассортимент мебели для гостиной, спальни и детской для производителя Charles Minvielle. Гариш также разработал предметы офисной мебели для Charles Minvielle. В 1957 году Гариш стал креативным директором Meurop в Бельгии. Мебель, которую он разработал для Meurop, была элегантной и очень экономичной. Примерно в это же время он стал одним из ведущих световых дизайнеров компании Pierre Disderot. В серии работ для этой фирмы были даже игривые лампы, напоминающие современные мобильные телефоны.

Одна из самых известных моделей Гариша — кресло Modular CA-21 Capitole, 1965

Гариш считал себя в первую очередь архитектором: его мебель отражает чрезвычайную заботу о форме и объеме. В его практике были и проекты частных домов. В 1960-х он также занимался дизайном интерьеров для офисов и магазинов, помогал разрабатывать дизайн горнолыжного курорта La Plagne и интерьеры больницы Firminy.

Мебель Пьера Гариша в интерьере 70-х годов

Архитектора часто приглашали в качестве консультанта: так, он был одним из экспертов сообществ Caisse de dépôts et alignments, Société Nationale de Construction de logesments и Ogirep. Читал лекции в парижской Высшей национальной школе декоративных искусств и в бельгийской Высшей архитектурной школе в Турне. Умер архитектор в 1995 году на Лазурном берегу, в Бандоле.

Торшер Equalibrium для Pierre Disderot, 1950-е годы. Здесь особенно четко видно, как противовесы оказываются главными в регулировке положения светильника

В последние годы владельцы галерей прогнозируют повышенный интерес к вещам, созданных Гаришем. Так, в 2019 году Peter Blake Gallery и галерея Demisch Danant провели выставки, где были представлены предметы этого французского дизайнера. Они представлены также в Dimoregallery и Galerie Pascal Cuisinier. А его линейка культовых светильников для Pierre Diderot переиздана недавно французской компанией Sammode.

Регулируемые латунные кронштейны настенного светильника G25 позволяют использовать его в самых разных условиях. Sammode

Торшер G30 , Sammode

Стул Pegase, 1960-е

Кресла Rio для Meurop, 1960-е 

Светильник G1, 1951. Edition Disderot. Demisch Danant

Светильник G60, 1959. Edition Disderot. Demisch Danant

Журнальная стойка, 1950-1959

Комод, 1953. Edition Meuble TV. Demisch Danant

Бра, Lighting Nightstands, 1969. Demisch Danant