100 лет дизайна: люстра Джино Сарфатти

100 лет дизайна: люстра Джино Сарфатти

История эффектной люстры 2097, которую сейчас выпускает компания Flos, неразрывно связана с самыми интересными страницами истории итальянского дизайна. Ее создателю — экспериментатору Джино Сарфатти — удалось из стали и нескольких десятков ламп накаливания соорудить конструкцию, которая ассоциируется с классикой современного дизайна.


По теме: 100 лет дизайна: светильник Toio братьев Кастильони

Джино Сарфатти (Gino Sarfatti, 1912-1985), один из самых ярких итальянских дизайнеров XX века в области освещения, на протяжении всей своей карьеры был пионером в разработке разнообразных технологий, материалов и производственных идей. В середине 1950-х он один из первых начал работать с оргстеклом, а в начале 70-х он экспериментирует с использованием галогенных ламп в светильниках.

Его наследие — это несколько сотен ламп и осветительных компонентов, спроектированных и созданных при его личном участии. В 1939 году Сарфатти основал успешную компанию Arteluce, которая в 70-х годах была продана Flos. Он дважды получил премию Compasso D’Oro за выдающиеся достижения в области промышленного дизайна (1954 и 1955). Удивительно, что его имя было почти забыло много лет, и лишь недавно в связи с модным трендом на переиздание исторических моделей о нем вновь заговорили с неподдельным интересом.

Люстра 2097 была создана в 1958 году для компании Flos — период самых активных экспериментов Сарфатти. Его фирма переживала расцвет, он оказался одним из лидеров нового архитектурного движения послевоенной Италии. Она одновременно поражает и простотой, и сложностью.

Современные версии люстры 2097 выпускаются со светодиодными источниками света

Ее конструктивная основа: металлический стержень, вокруг которого в несколько рядов установлены перпендикулярные держатели для источников света. Динамику люстре придают черные провода и цоколи светильников, контрастирующие со светлым металлом (он может быть хромированным или латунным). Сарфати нарочно оставил электрические шнуры на самом виду: они оказываются существенным элементом дизайна и придают ему мягкий и органичный характер. Количество ламп разнится от 30 до 50 штук.

Люстра выпускается также и в латуни

Впоследствии Сарфатти часто использовал такое устройство для своих светильников: известны модели с  вытянутыми цилиндрическими стеклянными плафонами. Однако провода в них уже не играли существенной декоративной роли и прятались в металлические трубки. Есть и другие вариации на тему проводов: некоторые бра для Arteluce построены на том же самом принципе, что и MOD 2097.

Метровый диаметр люстры делает ее подходящей для больших пространств

Светильник 2097 по мысли Сарфатти — микс величавых традиционных люстр и послевоенного модерна 1950-х годов с отчетливым влиянием упрощенной промышленной эстетики. Люстра (она выпускается диаметром 88 см и 100 см) большого диаметра, и привлекает внимание своим внушительными размерами даже в большом открытом пространстве. Тонкий баланс всех компонентов делают ее подходящей для различных стилевых интерьерных направлений.