100 лет дизайна: светильник FlowerPot Вернера Пантона

Культовая настольная лампа Вернера Пантона FlowerPot VP3, созданная в 1969 году, точно отвечала своему историческому моменту и социальному контексту. Покорение космоса, студенческие бунты, вера в мир, любовь и гармонию — все отразилось в ее сферической форме.


По теме: 100 лет дизайна: светильник VP Globe Вернера Пантона

В 60-е годы западный мир переживал потрясение. Студенческие беспорядки в Париже, Риме и США стали свидетельством краха традиционных ценностей. Мир, где красота и свобода тождественны друг другу, должен был быть увит цветами. И поколение хиппи, проповедовавшее пацифизм и ненасилие, сделало своим символом именно цветок.

Вернер Пантон в своей мастерской

 

В 1967 году Вернер Пантон обращается к дизайну светильников. Сначала был создан вариант подвесной модели FlowerPot (позже его название ввиду расширения линейки дополнили VP1). Первый «цветочный горшок» (как переводится название светильника) состоял из двух полукруглых пластиковых сфер, установленных одна напротив другой. При этом диаметр одной сферы был двое больше другой. Светильник идеально вписывался в интерьеры, где округлые формы становилось главным мотивом. Человечество было увлечено покорением космоса, и воспринимать интерьер как космос, а предмет как планету было чрезвычайно популярным. В воображаемом идеальном интерьере Вернера Пантона круглые элементы занимали главное место: позже он воплотит свою мечту в тотально покрытом полусферами пространстве.

Вернер Пантон был увлечен формой сферы настолько, что выстраивал с их помощью идеальные интерьеры  

Подвесные сферы вошли в моду — ими украшали кафе, выставочные пространства, кинотеатры, домашние интерьеры. И Вернер Пантон в 1969 году решает разработать также настольную версию. Она оказалась еще проще и сбалансированней (за счет полукруглого основания), чем подвесной абажур.

Первым появился подвесной вариант: FlowerPot VP1. Цветовая гамма светильника была широкой с самого начала производства 

В концепции Пантона важным оказывалась возможность придать лампе любой цвет — и в его дизайнерской вселенной цвет подразумевался непременно яркий. Для этого датского дизайнера цвет иногда был важнее формы, быстрее вызывал эмоции. Сфера оказалась той формой, которая подчеркивала все оттенки выбранного цвета — от светлого до темного, она создавала игру бликов.

Сначала серия светильников FlowerPot производился фирмой Louis Poulsen, сейчас его выпускает компания &tradition. Лампа производится в различных цветах, возможны матовый и глянцевый варианты. Материал абажура — металл, диаметр 23 см, высота настольной лампы — 45 см.