100 лет дизайна: светильник Canned Light

Микеле де Лукки на выставке в бутике Bottega Ghianda, где он выступил куратором и арт-директором, 2017

Инго Маурер (1932-2019), великий дизайнер в области световых технологий, считал, что проект успешен только в случае, если он вызывает у людей эмоции. Всю жизнь он делал светильники, вызывающие сильные чувства, а также выпускал вещи других дизайнеров, которые ему нравились. Один из ярких примеров — объект Canned Light по проекту Кристофа Матиаса и Хагена Счека, выпущенный под брендом Ingo Maurer.


По теме: Инго Маурер: пять идей о глянце, бедности и свете

«Свет может быть чувственным. Он может быть утешительным, он может быть даже опасным. Он выходит за рамки науки, природы или даже искусства — он так же силен, как и сама жизнь», — говорил Маурер. Его стремление скрестить свет с искусством отразилось в прототипе двух немецких дизайнеров.

Абажур Canned Light выглядит как банка знаменитого томатного супа Campbell, ставшего знаковым мотивом в произведениях Энди Уорхолла и символом поп-культуры.

С одной стороны, это классический conversation piece — некая интерьерная деталь, которая становится поводом для улыбки, шутки и начала разговора. с другой — светильник хорошо отражает протест самого Инго Маурера против «идейно безупречного» и слишком сосредоточенного на самом себе дизайна. Ему нравилось провоцировать людей и снижать градус буржуазности, нарастание которого он наблюдал на выставках дизайна всю свою жизнь.

Абажур выполнен из алюминия, его высота 14 см, ширина — 9 см. Светильник поставляется с розеткой, кабелем и выключателем. Его можно подвесить либо к потолку, либо на стене.

Для того, чтобы понять, что привлекло Маурера в этой «консервной банке», нужно вспомнить его биографию. После школы он учился на наборщика, а также изучал графический дизайн в Мюнхене. Работа графика была его основным занятием довольно продолжительное время: в 1960 Маурер уехал из Германии в США, где работал в Нью-Йорке и Сан-Франциско в качестве внештатного графического дизайнера. В 1963 году он вернулся в Германию и основал Design M, компанию, производящую лампы по собственным проектам. Позднее компания была переименована в Ingo Maurer.

Графический знак как часть светового дизайна всегда был для Инго Маурера чрезвычайно важен: поэтому совмещение культовой американской этикетки с функцией светильника показалась ему остроумной. В 2003 году он включил модель Canned Light в свою постоянную коллекцию.

Немецкий светодизайнер Кристоф Матиас около 15 лет проработал в команде Ingo Maurer, сделал ряд самостоятельных инсталляций для коммерческих проектов в Германии. Матиас недавно основал Lichtlauf, собственную светотехническую компанию в Мюнхене.

«Мне повезло учиться у многих компетентных людей, — рассказывает Кристоф Матиас. — До знакомства с Инго я занимался только тремя измерениями как дизайнер. У него я открыл что-то совершенно новое, это было четвертое измерение. Сегодян мое видение пространства определяется светом. Свет очень простой, прямой, он никогда не идет за углы. Свет и тени меняются. Мы же хотим постоянно чувствовать пространство и чувствовать себя в нем комфортно. Как под водой, когда солнце светит сквозь поверхность. Как в детстве с фонариком под одеялом. Свет — это универсальный язык. Наш мир состоит из света».