
Выставка дизайна Design of the Third Reich в Нидерландах сталкнулась с протестами. Призывы запретить показ национал-социалистической эстетики в 2019 году под названием «Дизайн третьего рейха» основаны на мнении о том, что его экспонаты прославляют нацистскую эпоху и идеологию фашизма.
По теме: London Design Festival 2019: 10 иммерсивных инсталляций
Посетителей Музея дизайна в голландском городе Ден Бош просят не делиться фотографиями экспонатов, опасаясь прославления изображений с нацистской символикой в социальных сетях.
Выставка демонстрирует работы любимого скульптора Адольфа Гитлера, Арно Брекера, который сопровождал фюрера во время его единственного визита в Париж в 1940 году, фотографии впечатляющих нацистских митингов и Олимпийских игр 1936 года, легендарные фильмы Лени Рифеншталь. На стенах висят свастики и другие символы эпохи, показаны агитплакаты о расовой чистоте и необходимости дополнительного жизненного пространства для немецкого народа.
В каждом зале установлена дополнительная охрана, а единственное место, где разрешена фотосъемка — это Volkswagen Beetle — черный фольксваген-жук, обязанный своим привлекательным дизайном австрийцу Эрвину Комменде, а инженерными решениями — немецкому конструктору Фердинанду Порше.
Самый продаваемым автомобиль всех времен, любимец калифорнийских серфингистов и хиппи Volkswagen Beetle был идеей Гитлера. Чертежи создали еще в 1934 году после встречи диктатора с Фердинандом Порше, но массовое производство не начинали до 1945 года. Он должен был стоить 990 рейхсмарок, что равнялось примерно 8 среднемесячным зарплатам рабочего в 1936 году.
«Всё это показывает, насколько креативный дизайн способствовал появлению вероломной нацистской идеологии, — рассказывает директор Музея дизайна Тимо де Рейк. — Гитлер очень интересовался дизайном. Он ненавидел коммунистов, но был впечатлен их эстетикой — использованием флагов, парадами и тому подобным, и считал, что национал-социалисты должны добиться еще большего».
Как и коммунисты, нацисты представляли внешнему миру соблазнительный образ процветания и беззаботного удовольствия в то время, когда в стране уже строились концлагеря. Зрителю предлагается потрудиться, чтобы проанализировать, как работала пропаганда того времени и как пропаганда может до сих пор манипулировать людьми.
«Дизайн — это любая форма присутствия, — говорит дизайн-эксперт из Кельна Майкл Эрлхофф, — в том числе это и организация массовых маршей, проектирование одежды, создание жестов, нового словаря — всего, что мы сейчас ассоциируем с брендингом и фирменным стилем».
Эрлхофф говорит, что это было хорошо известно нацистам. «Дизайн, — добавляет он, — «чрезвычайно политический» инструмент, потому что он формирует общество — каждый может присвоить его и использовать для своих целей».
Открытие выставки «Дизайн третьего рейха» состоялось в день 75-й годовщины освобождения Дена Боша от нацистов. Выставка подверглась критике со стороны Ассоциации голландских антифашистов, которая призывает местные власти вмешаться. Когда выставка открылась, активисты устроили небольшую акцию протеста в нескольких сотнях метров от входной двери учреждения.


Арно Брекер. Der Waechter, 1942. Барельеф.
Лени Рифеншталь. Кадр из фильма Olympia. 1938.
Лени Рифеншталь. Кадр из фильма Olympia. 1938.
Volkswagen Beetle. «Жук» был задуман как «народный» компактный автомобиль, который вмещал семью из пяти человек и развивал скорость до 100 км/ч по новым автобанам страны.
Экспонаты для выставки предоставлены Немецким историческим музеем в Берлине и Institut für Zeitgeschichte в Мюнхене.
Музея дизайна в голландском городе Ден Бош. Ден Бош — столица провинции Северный Брабант на юге Нидерландов. Город был основан в конце XII века и считается одним из самых красивых в стране.