Дизайн третьего рейха на выставке в Голландии

Дизайн третьего рейха на выставке в Голландии

Выставка дизайна Design of the Third Reich в Нидерландах сталкнулась с протестами. Призывы запретить показ национал-социалистической эстетики в 2019 году под названием «Дизайн третьего рейха» основаны на мнении о том, что его экспонаты прославляют нацистскую эпоху и идеологию фашизма.

По теме: London Design Festival 2019: 10 иммерсивных инсталляций

Посетителей Музея дизайна в голландском городе Ден Бош просят не делиться фотографиями экспонатов, опасаясь прославления изображений с нацистской символикой в социальных сетях.

Арно Брекер. Der Waechter, 1942. Барельеф.

Выставка демонстрирует работы любимого скульптора Адольфа Гитлера, Арно Брекера, который сопровождал фюрера во время его единственного визита в Париж в 1940 году, фотографии впечатляющих нацистских митингов и Олимпийских игр 1936 года, легендарные фильмы Лени Рифеншталь. На стенах висят свастики и другие символы эпохи, показаны агитплакаты о расовой чистоте и необходимости дополнительного жизненного пространства для немецкого народа. 

Лени Рифеншталь. Кадр из фильма Olympia. 1938.

В каждом зале установлена ​​дополнительная охрана, а единственное место, где разрешена фотосъемка — это Volkswagen Beetle — черный фольксваген-жук, обязанный своим привлекательным дизайном австрийцу Эрвину Комменде, а инженерными решениями — немецкому конструктору Фердинанду Порше.

Лени Рифеншталь. Кадр из фильма Olympia. 1938.

Самый продаваемым автомобиль всех времен, любимец калифорнийских серфингистов и хиппи Volkswagen Beetle был идеей Гитлера. Чертежи создали еще в 1934 году после встречи диктатора с Фердинандом Порше, но массовое производство не начинали до 1945 года. Он должен был стоить 990 рейхсмарок, что равнялось примерно 8 среднемесячным зарплатам рабочего в 1936 году.

Volkswagen Beetle. «Жук» был задуман как «народный» компактный автомобиль, который вмещал семью из пяти человек и развивал скорость до 100 км/ч по новым автобанам страны.

«Всё это показывает, насколько креативный дизайн способствовал появлению вероломной нацистской идеологии, — рассказывает директор Музея дизайна Тимо де Рейк. — Гитлер очень интересовался дизайном. Он ненавидел коммунистов, но был впечатлен их эстетикой — использованием флагов, парадами и тому подобным, и считал, что национал-социалисты должны добиться еще большего».

Как и коммунисты, нацисты представляли внешнему миру соблазнительный образ процветания и беззаботного удовольствия в то время, когда в стране уже строились концлагеря. Зрителю предлагается потрудиться, чтобы проанализировать, как работала пропаганда того времени и как пропаганда может до сих пор манипулировать людьми.

Экспонаты для выставки предоставлены Немецким историческим музеем в Берлине и Institut für Zeitgeschichte в Мюнхене.

«Дизайн — это любая форма присутствия, — говорит дизайн-эксперт из Кельна Майкл Эрлхофф, — в том числе это и организация массовых маршей, проектирование одежды, создание жестов, нового словаря — всего, что мы сейчас ассоциируем с брендингом и фирменным стилем».

Эрлхофф говорит, что это было хорошо известно нацистам. «Дизайн, — добавляет он, — «чрезвычайно политический» инструмент, потому что он формирует общество — каждый может присвоить его и использовать для своих целей».

Музея дизайна в голландском городе Ден Бош. Ден Бош — столица провинции Северный Брабант на юге Нидерландов. Город был основан в конце XII века и считается одним из самых красивых в стране.

Открытие выставки «Дизайн третьего рейха» состоялось в день 75-й годовщины освобождения Дена Боша от нацистов. Выставка подверглась критике со стороны Ассоциации голландских антифашистов, которая призывает местные власти вмешаться. Когда выставка открылась, активисты устроили небольшую акцию протеста в нескольких сотнях метров от входной двери учреждения.